Я появился в Зеленограде в 1964 г. О нем (как о городе-спутнике) уже говорили повсеместно. Одна из наших мастерских занималась его проектированием. Тогда понятие город-спутник уже вошло в теорию архитектуры. Это было уже мировой практикой, когда люди, работая в большом городе, жили за городом, в так называемом спальном районе. Я не присутствовал при первоначальной разработке проекта города-спутника и, вообще, узнал о нем только в 1962 г. Тогда еще только начиналось строительство города, строились небольшие предприятия, выбирались какие-то участки, изучалась геология, анализировалась экологическая ситуация. К этому времени идея города-спутника трансформировалась в идею промышленного города в связи с развитием микроэлектроники. Мы в этой области тогда сильно отставали от мировых достижений. Это отставание было настолько очевидным, что нужны были чрезвычайные меры. Помимо городской среды появилась необходимость строительства промышленных объектов, создания нового научного центра.

Поскольку здесь была одна небольшая архитектурно-планировочная мастерская, она не справлялась с размахом и ростом объемов работ. Поэтому был объявлен конкурс архитектурных проектов. Еще находясь в Москве, мы начали проектировать центр города у пруда. Надо сказать, что приступили мы к этой работе неохотно, без особого энтузиазма, тем более, что в Зеленограде работала мастерская замечательного архитектора И.Е.Рожина.

Мы приехали со своей мастерской на двух автобусах. В основном, это были молодые специалисты. Их легко было уговорить, так как в Зеленограде сразу же давали квартиры. Первое время были некоторые натянутые отношения с коллективом мастерской И.Е.Рожина. Я тогда был еще молодым, а он уже признанным академиком. Нам хотелось создать что-то новое, но у наших предшественников были свои разработки. Однако вскоре все уладилось. В результате объединения все разногласия забылись. Теперь мастерская уже под моим руководством занимается проектированием Зеленограда.

Возникновение города совпало с периодом индустриального типового домостроения. Да и само строительство шло по типовым генеральным проектам, что, естественно, нас связывало. В массовом строительстве это помогало, но к чему привело это однотипное строительство, теперь уже все знают. Многие современные города, а особенно их микрорайоны, стали похожими друг на друга. Поэтому надо было создавать что-то новое, оригинальное. Нам помогла окружающая среда. В наших руках были козыри — это сама природа, лес, большая территория аэродрома. По мере возможности мы оставляли в неприкосновенности природу, в каждом микрорайоне сохранялись лесные массивы. 90% домов строились по типовым проектам, но мы находили узловые места, какие-то точки, где можно было поставить здания по индивидуальному проекту. Это создавало определенный облик города, его лицо. Например, особый, узнаваемый характер получила площадь Юности. Четырех- и пятиэтажные дома постепенно сменились домами-башнями, что украшало город, создавало привлекательный вид. Изменялось и качество домостроения, планировка квартир. Повышалась этажность зданий. Мы, например, понимали, что центральный проспект не должен был состоять только из одних жилых зданий. Должны были быть и общественные здания, объекты культурно-бытового назначения, магазины, места отдыха, которые привлекали бы людей вечером и чтобы там было уютно и интересно днем. Вместе с тем, и жилые дома нужно было перепроектировать, выводить квартиры с первых этажей и заполнять их учреждениями, организациями, магазинами и т.д. Необходимо также было наполнить проспект различными зданиями. Мы спроектировали дворец бракосочетаний, музей, что позволило бы представить центр города в законченном виде: удобным в социально-бытовом отношении и завершенным архитектурно. Но всего выполнить не удалось.

Особенностью того времени было то обстоятельство, что жилые дома строились быстрее, чем здания общественного назначения. Поэтому в архитектурном облике города оставались пустые места, которые застраивались позднее. Городской центр до сих пор полупустой. До сих пор душа болит, потому что центр не существует в таком виде, в каком он был задуман. Ведь еще 25 лет назад был запроектирован городской спортивный комплекс, с дворцом спорта, плавательным бассейном, стадионом и т.д. Мы понимали, что каждый уважающий себя город должен иметь спортивный центр, но этого пока нет. Со стороны МИЭТ виден ансамбль городской застройки с набережной и парком у пруда. Здесь должен быть культурный центр, но и этого пока нет.

В строительстве Зеленограда отразилась вся история индустриального строительства в Москве. Но, в отличие от других районов-новостроек, здесь есть своя оригинальность. И хотя все завершить не удалось, все-таки мы создали некоторые узловые места, придающие своеобразие лицу города. Некоторые проектные названия вошли в жизнь и быт горожан, например, дом «Флейта». За создание архитектурного облика города мы получили Государственную премию СССР. Таких городов-спутников было создано три по всей стране. Это Академгородок в Новосибирске, город Шевченко и наш Зеленоград.

В недавнем прошлом город был весьма привлекательным, особенно весной, когда цвели сады. Потом появились новые идеи. Город претерпел изменения по нескольким генеральным планам. На первых порах планировали построить город на 60 тысяч человек, потом стали увеличивать его население до 80, 130, 300 тысяч. Вопреки нашему мнению город перешагнул за железную дорогу. Мы все-таки настояли на том, чтобы удалить город от магистрального Ленинградского шоссе. Это было большое достижение. Мы выиграли в качестве — архитектурном и собственно социально-бытовом. Однако на правительственном уровне было решено строить город за железной дорогой. Это было связано с планами создания международного центра микроэлектроники. Были утверждены невероятно короткие сроки строительства. Пришли московские строители с новой техникой, своими проектами. Началось строительство без учета окружающей среды. Сегодня уже не понятно, какова концепция развития города, хотя можно с уверенностью сказать, что она более значительна и глобальна.

И.А. Покровский

Еще по теме:
Хроника строительства Керченского моста http://most-kerch.org/ Предыдущие видео строительства моста.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.