Видно, так устроен человек, что, однажды усвоив какую-нибудь истину, особенно если это произошло в молодые годы, в дальнейшем от этой истины, превратившейся для него в аксиому, ему трудно отказываться, даже при наличии новых данных, которые противоречат или полностью ее отрицают.

А таких, казалось прописных, истин в истории земли Зеленоградской оказалось несколько. И одна из них, как ни странно, связана со знаменитым русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, посвятившим многие годы своей творческой деятельности делу изучения древней истории Москвы. Он, в частности, исследовал так называемые «всходные места», связанные с нашей главной городской рекой — Сходней.

Наверное, среди читающих эти строки не найдется ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не слышал, что в древности река Сходня служила важным торговым путем, а в районе села Черкизово, расположившегося на Ленинградском шоссе, проходил волок груженых торговых судов из Сходни в Клязьму[1]. Все это хорошо описано И.Е. Забелиным[2]. Многие ученые России поддержали его мнение, и, таким образом, эта «прописная истина» стала аксиомой для всех последующих поколений краеведов и исследователей, пишущих об этих местах или о самой Сходне. До недавнего времени в это верил и я. Однако в 1996 г., при подготовке новой музейной экспозиции по истории края, какое-то внутреннее сомнение не позволило мне ввести в археологический раздел музея известные по И.Е. Забелину материалы о волоке и сходненском торговом пути, хотя предметы, помещенные в этот раздел, смотрелись бы прекрасно!

За текущей работой я как-то забыл об этом и даже иногда при проведении экскурсий или занятий с членами кружка юных археологов использовал материалы И.Е. Забелина, отложив «на потом» свое желание проверить эти места. И смог это сделать только летом 1997 г.

Поводом для этого послужила одна из публикаций в газете «Зеленоград сегодня» под названием «Мы живем там, где должна была стоять Москва!»[3]. Заголовок данной публикации не соответствовал ее содержанию. Я предложил своим кружковцам изучить данную статью и попробовать найти по карте ручей Ржавка (Ржав-цы), упомянутый там. Однако на следующем занятии я понял, что ребята не разобрались в содержании статьи. Тогда мы решили вместе изучить статью и проверить упомянутые в ней факты на местности, практически. Мы организовали экспедицию и прошли пешком по этим местам.

Наряду с проверкой версии И.Е. Забелина мы решили найти материальные свидетельства, реально подтверждающие тесные связи населения, проживавшего в период с IX по XIII в. на землях современного Зеленограда, с жителями древней Москвы.

Одновременно решалась задача по отработке пешеходного туристского маршрута по реке Сходня из Зеленограда в район Тушино (Москва). В состав экспедиции я включил самых любознательных кружковцев, в том числе Максима Хромова, Виталия Евтеева, Женю Кузмина и других, оказавшихся коренными жителями 8 и 9-го микрорайонов. Непосредственному проведению экспедиции предшествовала большая работа с географическими картами, а также литературой, посвященной историческому и археологическому исследованию бассейна реки Сходня и прилегающей к ней местности.

Анализ научной литературы показал, что отправной точкой всех рассуждений И.Е. Забелина о существовании волока послужило название «Всходня», относившееся ко всей местности, примыкающей к устью Сходни[4].

По мнению И.Е. Забелина, тысячу лет тому назад здесь на многие километры тянулись глухие, непроходимые леса и только реки являлись главными путями сообщения и торговли. Торговый путь с запада на восток шел по Москве-реке и затем продолжался по Клязьме. С Москвы-реки лодки поднимались вверх по течению Сходни (или Всходни, как ее называли в древности) до места, где в нее впадает речка Горетовка. Далее их волокли по суше на специальных катках до реки Клязьмы. Именно здесь, по мнению историков, было самое узкое место. Этим многие и объясняют название Усково — деревни, расположенной недалеко от слияния Горе-товки со Сходней (в районе современных железнодорожных станций Сходня и Подрезково). Считается, что перевальная точка волока находилась в месте, где сейчас расположено село Черкизово, его старая часть. От него до реки Клязьмы — 1,5 км. Общая же длина волока составляла около 5 км.

Начиная с глубокой древности, люди старались селиться вдоль водных путей и волоков. От этих поселений до наших дней могли сохраниться их остатки в виде селищ, городищ и могильников, являющихся сейчас памятниками археологии. Учитывая то, что в основе теории И.Е. Забелина краеугольным камнем лежит свидетельство наличия в «всходных местах» многочисленных памятников археологии, мы решили их проверить. Эти древности начали изучать еще первые русские археологи, и в архивах сохранились научные отчеты с описанием многих ныне разрушенных или застроенных памятников археологии.

Сама экспедиция проводилась в период с 15 июля по 24 августа 1997 г., по выходным дням, так называемым пунктирным методом: вначале отрабатывался какой-нибудь участок маршрута, потом — следующий. Всего было пройдено по берегам обследуемых рек около 60 км[5].

Изучение берегов началось от истоков Сходни, которыми можно считать ряд ручьев, вытекающих в районе д. Дедешино, хотя я предполагаю, что несколько тысяч лет тому назад у нашей Сходни был и другой, мощный исток, и находился он в районе современной д. Чашниково. Его следы еще можно обнаружить в западной части 11-го микрорайона Зеленограда. В дальнейшем наш маршрут уже проходил от устья Сходни, что в Тушино (Москва). Эти изменения были вызваны большими земляными работами по реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги, а также строительством метромоста в основной части «всходных мест», то есть на месте бывших древних населенных пунктов — села Спас и деревни Митино, поэтому рельеф местности мог сильно измениться. Такие же активные земляные работы, только с целью дачного строительства, были отмечены и в районе слияния Сходни и Горетовки у д. Усково.

Осмотр «всходных мест», а это почти 5 км береговой линии Москвы-реки, начиная от устья Сходни (Тушино) до Павшино, показал, что рельеф этой территории сложился в результате деятельности реки Москвы. Долина реки имеет очень древнее происхождение. Она пролегла на месте глубокой впадины, возникшей более миллиона лет назад и заполнившейся двухкилометровой толщей осадочных пород. Русло древней «пра-Москвы» не раз меняло свои очертания. Тем не менее даже мощные оледенения, приносившие моренные наносы, не смогли изменить его общего направления. Последнее оледенение — Валдайское — не дошло до этих мест. Но после очередного потепления потоки воды от тающих льдов, размывая осадочные породы, сформировали широкую долину реки. В дальнейшем русло реки не раз углублялось, в результате чего образовывались речные террасы. Одна из них, «Ходынская», высотой от 30 до 35 м, находится во «всходных местах» у Спаса, Щукино и Хорошево. К северу Ходынская терраса постепенно переходит в равнину ледникового происхождения, достигая наибольшей высоты в пределах современной Москвы (200 м над уровнем моря или 80 м над уровнем Москвы-реки) в окрестностях д. Машкино, где пролегает водораздел между бассейнами рек Москвы и Клязьмы[6]. Именно здесь, по среднему течению реки Сходни, проходит северо-западная граница нашей столицы.

В перечень рек, по которым, как и по Сходне, мог осуществляться «всход» из Москвы-реки, И.Е. Забелин включил ручей Ба-рышиха и речку Баньку. Сама река Сходня имеет протяженность всего 47 км. Пробившись сквозь толщу наносных пород, она промыла глубокую живописную долину с крутыми берегами, прорезаемыми многочисленными оврагами и мелкими речками. К югу эта долина расширяется в районе Рождествено и Братцево, но всего лишь в одном километре от Москвы-реки течение Сходни упирается в высокую гряду и поворачивает в восточном направлении, образуя причудливую излучину.

Ручей Барышиха протекает западнее Сходни, между деревнями Митино и Пенягино, в пологой, слабо выраженной и частично заболоченной долине. В настоящее время это крохотный ручеек, который когда-то сумел пробить дорогу к Москве-реке. Несомненно, он моложе, чем протекающая к западу от него река Банька.

Знание рельефа местности «всходных мест», а также методика поиска археологических памятников разных эпох[7] позволили осмотреть наиболее перспективные для волока места, а также сохранившиеся археологические памятники.

Анализ и осмотр археологических памятников, сохранившихся до настоящего времени, а также изучение письменных материалов о разрушенных и исследованных памятниках позволяет усомниться в версии И.Е. Забелина о том, что в IX — X вв. здесь Москва, как торговый и промысловый узел, намеревалась устроить первоначальное свое гнездо[8], так как самые древние археологические памятники, связанные со славянами, а значит и с «волоком», относятся к XI в., и то с большой натяжкой. А предшественниками славян были так называемые племена дьяковской археологической культуры (племена финно-угорской языковой группы)[9], покинувшие эти места уже в VIII в.

Имя славянского племени, поселившегося во «всходных местах», известно из древнерусской «Повести временных лет». Это вятичи. Они жили в укрепленных поселениях-городищах или простых сельских селениях — селищах, занимаясь подсечным земледелием. Но затем, с развитием пашенного земледелия, вятичи широко расселились на неукрепленных поселениях — селищах.

Известия XII в. рисуют вятичей обособленным племенем, отделенным от других восточнославянских племен глухими лесами. Остатки поселений славян называются городищами и селищами, а могилы — курганами. Однако если городище или курганы зрительно легко найти, то селище можно обнаружить только при тщательном обследовании местности, благодаря находкам так называемого «подъемного материала», которым, как правило, являются глиняные черепки, оставшиеся от древней посуды XI — ХIII вв.

Многочисленные курганы, как правило, свидетельствуют о находившихся поблизости селениях. Благодаря таким курганам в районе Черкизово и Чашниково-Дурыкино мне ранее, в начале 1990-х годов, удалось найти два таких славянских поселения, еще неизвестных ученым[10].

Наиболее значительные по объему и высоте курганы, как правило, имеют названия. Так, из писцовых книг 1626 — 1627 гг. известно, что в районе Митино находился курган, насыпь которого имела в высоту более 7 м, а диаметр его составлял почти 20 м. Курган назывался «Великая могила». К большой досаде ученых, исследовавших его, в нем было найдено только бедное погребение старика, завернутого в берестяную колоду, с горшком в изголовье, на дне которого было вытеснено клеймо-монограмма мастера, что дало повод И.Е. Забелину отметить хорошую работу гончара.

Много ценного материала дали археологам Спасские курганы, расположенные тремя группами над речкой Барышихой. Когда-то в них насчитывалось более 70 земляных насыпей. Я хорошо помню эти места, так как почти 8 лет ходил мимо них из своего родного поселка работников Центрального московского ипподрома на учебу в Спасскую восьмилетнюю школу. Только недавно, в 1996 г., во время строительства нового микрорайона Москвы — Ново-Тушино — ее кирпичное, старинной постройки двухэтажное здание было снесено до основания. А ведь в школе был прекрасный исторический музей, созданный местным краеведом, учителем истории Николаем Петровичем Фроловым, привившим любовь к археологии и истории многим своим ученикам. Думаю, что древние находки, хранившееся в этом музее, способствовали и тому, что и я с детства увлекся археологией и впоследствии сам стал археологом.

Среди многочисленных находок, представленных в школьном музее, преобладали предметы, найденные школьниками во время ежегодных садово-огородных земляных работ на приусадебных участках, расположенных во «всходных местах» — Спасе, Пенягино, Трикотажной. Были здесь и вещи из разрытых, как я понял позже, «грабительским способом» древних могил славян. Трудно сказать, сообщали ли «находчики-кладоискатели» об этих вещах специалистам-археологам, но, как я помню, среди женских украшений преобладали так называемые семилопастные пластинчатые височные кольца из светлого металла, с незначительными следами окислов. Много было и других украшений: перстни, браслеты, бусы сердоликовые и хрустальные. В дальнейшем я узнал, что этот набор украшений, особенно семилопастные кольца, является важным признаком захоронений славян-вятичей, в отличие от других так называемых браслетообразных, являющихся признаком уже другого славянского племени — кривичей, обитавшего к северу от «всходных мест», за рекой Клязьмой, т. е. неподалеку от современного Зеленограда.

Научные исследования по истории XII в. показывают, что территория Москвы была заселена в это время довольно плотно, и она обладала значительным производственным потенциалом. Продукция московских мастеров, как установили ученые, посредством торговли или обмена распространялась среди подмосковных жителей на расстояние до 50 км. Изучение находок, найденных на всем протяжении «всходного пути», в том числе и на территории Зеленограда и прилегающих к нему местностях, позволяет говорить, что весь сходненский путь от устья до истока насыщен изделиями московских мастеров, т. е. земля Зеленоградская исстари, с момента своего заселения славянами, входила в орбиту хозяйственной деятельности Москвы. Все это, а также то, что водный путь и волок по Сходне, игравший, по мнению И.Е. Забелина, важную роль в движении массы товаров, а значит, и в «сосредоточении промысловых сил и интересов»[11], не обеспечил реального развития экономики «всходных мест», которое должно бы произойти в ходе многостороннего, как предполагал И.Е. Забелин, торгового обмена выходцев из Южной Руси с северо-восточными городами — Ростовом, Суздалем и Владимиром, это также является подтверждением лишь местного значения сходненского пути.

Несмотря на неполное изучение археологами памятников, оставленных нам в наследство первыми славянами, заселившими речные долины, можно с уверенностью говорить, что эти места были ими обжиты в основном только в конце XI в., и версия И.Е. Забелина о том, что в IX — X вв. «…здесь уже завязан был узел торговых и промысловых отношений…»[12], не выдерживает никакой критики. Археологические памятники XI — XIII вв. на реке Сходне и на всем «всходном» пути являются следами существовавших поселений и могилами их обитателей. Ошибка И.Е. Забелина заключается в том, что он принял желаемое за действительное и в качестве доказательства взял за основу относительно большое количество древних погребений — курганных могильников, которых сохранилось в районе «всходных мест», в конце XIX в., когда И.Е. Забелин писал свой труд, довольно большое количество. Но не надо забывать, что Спас-Тушино тогда располагалось в 20 км от Москвы, и это была дальняя окраина. А Кремль — его Боровицкий холм — к тому времени уже неоднократно застраивался, при этом уничтожались памятники седой старины — городища, села и древние кладбища первых славян. И надо думать, что в свое время здесь было не меньшее скопление могильников и поселений, чем по берегам Сходни, где они сохранились почти в нетронутом виде[13], кроме отдельных разрушений, допущенных при подготовке линии обороны Москвы осенью 1941 г. или раскопанных археологами. С таким же успехом можно утверждать о существовании волока в районе деревни Мелькисарово (район г. Химки), где в древности река Химка своим руслом ближе подходила к реке Клязьме, что делало всход по ней в Клязьму более удобным, чем перевал-волок через Сходненско-Подрезковскую речную гряду. Кроме этого перспективной для волока являлась и река Яуза, впадающая в Москву-реку в районе так называемых Яузских ворот, т. е. совсем неподалеку от стен Московского Кремля. Подтверждением этому может служить большое количество, прямо-таки густое скопление, довольно крупных для Подмосковья курганных могильников на Клязьме в районе Каргашино — Пирогово — Черкизово — Болшево — Бурцево, то есть там, где кончался путь по Яузе. Анализ археологических предметов, найденных во время раскопок, говорит о полном отсутствии вещей, привезенных из других княжеств, а также импортных, что также свидетельствует о местном значении сходненского пути и волока. Наряду с этим отметим возможность существования неизвестного среди ученых нового торгового узла на реке Клязьме, в районе современных населенных пунктов Никольское — Менделеево. Здесь на довольно узком пространстве отмечено значительное количество славянских древностей конца XII — начала XIII в., что позволяет утверждать о значительном населении, существовавшем в это время в данной местности. Исследования, проведенные в XX в., показали, что среди археологических предметов встречаются вещи, имеющие явно не московское происхождение. Так, среди остатков ткани встречается материя, вывезенная из столицы Византии — Константинополя, а среди головных украшений — височные кольца и колты, изготовленные в Киеве и в Рязанском княжестве. Перечень находок включает в себя предметы, нехарактерные для простых сельских захоронений. Эти первоклассные ювелирные изделия были изготовлены в различных центрах русских княжеств или привезены из-за пределов древнерусского государства.

Общий анализ материала, накопленного во время научных исследований, позволяет мне высказать предположение, что в XII в. через территорию современного Зеленограда, по Сходне на район Никольское — Менделеево проходил неизвестный ученым-историкам торговый путь-волок. Подтверждением этому служат не только археологические находки, представляющие большую материальную ценность для любой торговой деятельности, но и обнаружение в районе пос. Менделеево населенного пункта, к сожалению к современному времени разрушенного, чьи жители выполняли не только таможенную, но и охранную роль «всходного пути» из Сходни в Клязьму. Наличие среди погребений большого количества покалеченных холодным оружием женских костяков позволяет предположить, что на заключительном этапе существования этого торгово-охранно-таможенного пути, который приходится на начало XIII в. и совпадает с татаро-монгольским нашествием и разорением ордами Батыя Москвы, исключительная, если не главная, роль в защите этих мест выпала женскому населению — представительницам, судя по многочисленным предметам украшений, славянских племен вятичей и кривичей.

Однако эта версия пока является рабочей и требует более тщательного изучения в основном за счет археологических исследований, так как только эти данные смогут подтвердить или опровергнуть высказанную гипотезу, что в свою очередь позволит раскрыть еще одну тайну земли Зеленоградской.

Еще по теме:

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.