Города на земле создаются веками,
Города на земле создаются навек.
Их трудом и талантом, своими руками
Создает и растит для людей человек.
Сорок лет, хорошея, растет город-сад,
Наша малая родина — Зеленоград.

Э. Сарнацкий

История строительства Зеленограда — это отражение истории творческого, композиционного начала отечественного градостроительства, с одной стороны, и московской строительной индустрии — с другой.

На каждом этапе истории города, которая была неотъемлемой частью развития страны, инициаторы строительства, архитекторы и строители решали важные социальные и экономические задачи, реализовавшиеся в проектных решениях и крупных строительных объектах.

Для судьбы города очень важную роль сыграл начальный замысел строительства именно нового города на свободном от, как тогда говорили, «хаотической» старой застройки участка и именно, как стали заявлять практически сразу после выхода Постановления Совета Министров СССР (№ 248 от 3 марта 1958 года), «города-спутника» Москвы. Кстати, постановление, основанное на распространенных тогда градостроительных концепциях, предопределило такие важные особенности города, как «применение приемов свободной планировки, обеспечивающих наилучшую освещенность и проветривание жилых домов», комплектность застройки жилых районов и, главное, «использование рельефа местности и существующей растительности». Воплощение этих принципов определило своеобразие и привлекательность нового города.

Население города должно было составить 65 тысяч человек.

Город задумывался и, что очень важно подчеркнуть, реализовывался архитекторами и строителями-романтиками, мечтавшими, как и вся молодежь-«шестидесятники», о счастливых городах будущего. Это о них пелось в популярной песне:

Снятся людям иногда
Голубые города,
У которых названия нет.

И действительно, в первые годы о будущем Зеленограде писали: «Новый город», «Город-спутник столицы», «Город в районе станции Крюково». А названия у него действительно не было.

С момента закладки города прошло уже 40 лет, многое забывается, многих первостроителей уже нет, но думается, что слово «спутник» в словосочетании «город-спутник» тогда указывало не только на место нового города (этот термин уже бытовал в зарубежной теории градостроительства), но ассоциировалось с высшим достижением отечественной науки и техники, вдохновлявшим на новые свершения, на дерзания и поиск — всего за полгода до принятия решения о строительстве города был запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

Схему зонирования территории нового города (уже в 1958 году) и первый генеральный план (1962 год) разработали архитекторы мастерской Моспроекта под руководством лауреата Ленинской премии профессора Игоря Евгеньевича Рожина. В период разработки первого генерального плана города-спутника И. Е. Рожин писал: «Принятая авторами планировочная идея исходит из стремления создать населению наилучшие условия жизни, сочетать удобства благоустроенного города со всеми выгодами, которые предоставляет близость его к природе. Этой идее подчинены распределение городских территорий, направление основных транспортных магистралей и планировка жилых микрорайонов.

Будущий город охвачен естественным зеленым кольцом. Составляющий одно из его звеньев лесной массив, находящийся почти в центре жилой зоны, станет городским парком. На берегах водоемов, создаваемых на Сходне, очищенных от зарослей и озелененных декоративными растениями, раскинется парк культуры и отдыха».

И уже в ноябре 1958 года начались строительные работы. К площадке будущего нового города потянулись дороги и инженерные коммуникации. С ноября 1958 года широким фронтом были развернуты работы по инженерному оборудованию и подготовке территории для строительства будущего города. В этом же году было организовано Управление по строительству нового города (впоследствии Управление по строительству города Зеленограда, а в настоящее время АО «Зинвест»), начальником которого был назначен Голдин Г. А., главным инженером Басе М. И.

Для судьбы города и его жителей огромную роль сыграло создание в 1960 году специализированного Управления по строительству, которое в 1963 году получило свое нынешнее и заслуженное название «Зеленоградстрой». Оно объединяло почти 20 строительных подразделений и до конца 80-х годов осуществляло основной объем строительных работ.

Большое значение имело создание в это же время архитектурно-проектной мастерской (ныне «Зеленоградпроект»), которая все эти годы вела проектирование города.

По оргнабору на строительство было привлечено много молодежи, в том числе, как вспоминает ветеран-строитель Лавров С. И., выпускники строительных училищ из подмосковных поселков Одинцово и Сетуни. В самом начале 60-х годов на строительство города-спутника пришел отслуживший в Советской Армии и проработавший каменщиком в Сибири и на юге будущий знаменитый строитель и организатор строительного дела Николай Злобин. Много позже Николай Злобин писал: «Места здесь красивые. Кругом прекрасный смешанный лес — тут и лиственные деревья, и вечнозеленая хвоя. Но не только красивы эти места — они овеяны героической славой. В годы Великой Отечественной войны здесь насмерть стояла дивизия Панфилова, здесь был остановлен враг, отсюда его погнали прочь, нанеся ему сокрушительный удар, послуживший началом разгрома гитлеровской армии»[1].

Важнейшее значение для только что родившегося города имело принятое в 1962 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании в Зеленограде научно-исследовательского экспериментального и производственного центра микроэлектроники, результатом чего явилось увеличение расчетной численности населения строящегося города до 80 тысяч жителей и частичный пересмотр только что утвержденного генплана. Технологические и режимные требования привели к целесообразности размещения электронных производственных предприятий вне плотно застроенных районов мегаполиса и в то же время в непосредственной близости от научных и опытно-конструкторских центров. Исключительно точно этим условиям соответствовал город-спутник.

В том же году почти одновременно с утверждением первого генерального плана городу-спутнику было присвоено имя Зеленоград. Оно не только символизировало задуманный характер будущего города, но — возможно неосознанно — вводило его в историко-культурный контекст развития отечественного градостроительства XX века: в самом начале его в России задумывались первые «города-сады», в первую очередь под Москвой, а в годы первой пятилетки самые смелые архитекторы-новаторы проектировали так и не реализованный утопический (или «идеальный») зеленый город под Москвой. Память об этом начинании живет в названии железнодорожной станции Зеленоградская и поначалу, слыша слово «Зеленоград», многие москвичи думали, что он строится на Северной железной дороге. В те годы, вспоминают очевидцы, вокруг Москвы намечалось несколько мест возможного строительства городов с таким названием. Как замечает теоретик градостроительства А. А. Высоковский: «То, что в конечном счете это название было высочайше доверено первому городу-спутнику… для Зеленограда это стало одной из первых реализаций новых культурных ценностей «оттепели» (прежде большинство новых городов получали идеологизированные имена типа Комсомольск)»[2].

Почти одновременно произошло важное событие, активизировавшее творческое начало в строительстве Зеленограда. Начальником мастерской по проектированию Зеленограда и главным архитектором города был назначен молодой, но уже зарекомендовавший себя талантливый архитектор-художник и один из основных авторов Московского городского Дворца пионеров Игорь Александрович Покровский.

Через 6 лет И. А. Покровский писал: «Среди множества задач, стоящих перед архитектором сегодня, строительство нового города является наисложнейшей. Такой трудной, ответственной творческой задачей является и строительство Зеленограда, города, расположенного вблизи столицы нашей Родины, в самом центре страны.

Большой творческий коллектив московских архитекторов с самого первоначального замысла до полного завершения непосредственно на стройке ведет комплексное проектирование и осуществляет всесторонний надзор за строительством целого города. В данном случае без оговорок можно сказать, что архитекторы «строят» город.

Особенность творчества архитектора как художника состоит в том, что между замыслом и его воплощением всегда лежит длительный срок. Тысячи людей участвуют в строительном процессе, сотни обстоятельств накладывают свой отпечаток. Это неизбежно и закономерно. Сегодня мало кто ценит архитектора лишь за интересный проект. Архитектор — тот, кто сумел построить сооружение, при этом удержать и сохранить свой замысел, обогатив его в конечном итоге в процессе реального воплощения. При создании города это требование проявляется остро, как нигде. Работа архитектора, строящего город, протекает в атмосфере, которую он сам создал. Его окружают люди. Город уже живет, жители видят лишь то, что сделано, и порой оценивают с позиции временных неудобств. Многое подвергается сомнениям, трудности неизбежны. Это заставляет многое проверять и исправлять, но одновременно возлагает огромную ответственность, заставляет коллектив проявлять большое творческое мужество, отстаивая основной замысел, и только с его позиций решать повседневные вопросы.

Подавляющее большинство участников проектирования города — молодежь, и все они давно или недавно стали жителями Зеленограда. Это еще больше укрепляет дух патриотизма и одновременно позволяет критически, с позиций жителей, оценивать сделанное».

Зеленоград в литературе принято было сравнивать со строительством других новых городов, в первую очередь Тольятти, Шевченко. Хотя он неизмеримо ближе к другому типу нового города — Дубна, Академгородок (под Новосибирском), Пущино на Оке, к до недавнего времени «закрытым» городам типа Арзамаса-16.

Но и от них он отличается в профессиональном архитектурном смысле. В самом общем виде его отличие можно определить как устремленность к композиционному решению городской структуры. Композиция города — понятие качественное. К Зеленограду оно в полной мере приложимо. При этом опять-таки в понимании художественных проблем архитектуры в 60-е годы. Распространенный лозунг художников тех лет «Вперед к двадцатым годам!» давал вектор профессиональных поисков, музыкальная природа архитектурного таланта главного строителя города — архитектора И. А. Покровского формировала содержание творчества.

Ландшафт, природное окружение, исторические и повседневные реалии места предопределяли приемы конкретных решений.

Функция и ритм в своей взаимосвязи породили в свое время конструктивизм в архитектуре 20-х годов. Они же легли в основу застройки Зеленограда в новое время. Но при этом протяженные и «точечные» дома в застройке главных магистралей и микрорайонов действительно собирались в единое целое по законам композиции.

Архитекторы мечтали, чтобы их творчество воспринималось как бы из будущего. Жители также должны были увидеть полноценную целостность города в его временной перспективе — характерный для своего времени художественный прием, смыкающий архитектурное творчество с вопросами профессиональной этики.

И в те же годы, да, пожалуй, и сегодня, это воспринимается как чересчур романтическое отношение к жизни и к профессиональному делу. Но в градостроительстве оно необходимо как воздух. Именно оно создает ту самую атмосферу города, которая становится его неотъемлемой характеристикой, приметой индивидуальности. Именно эту атмосферу так полюбил Злобин в своем Зеленограде.

Последующие постановления о дальнейшем развитии радиоэлектроники приводили к последовательному росту расчетной (и тем более фактической) численности города и к разработке новых генеральных планов Зеленограда (1969,1989,1996 гг.). Однако структурная основа генерального плана оставалась неизменной: «пятна» жилых микрорайонов с центрами обслуживания занимают наиболее благоприятные в природно-ландшафтном отношении участки, связанные красиво прорисованными автомобильными магистралями с расположенными поблизости от жилья производственными и коммунальными зонами, а наиболее живописные участки территории вдоль реки Сходни, местами запруженной и превратившейся в цепь водоемов, отданы рекреационным территориям и развитому общественно-административному центру города. Старожилы — скорее Первопоселенцы — до сих пор с подъемом вспоминают о лыжных трассах, начинавшихся от подъезда, а некоторые бегали на работу или на стройку по лесным тропинкам.

Как образно замечает И. А. Покровский, «в городе, как в срезе дерева, ясно отразились «годовые кольца» развития московской индустрии типового жилищного строительства. Однако введение в «типовую» застройку ключевых индивидуальных объектов и постоянный учет взаимосвязи застройки с природным окружением обеспечили создание оригинальной городской среды со своим оригинальным лицом, отличающим микрорайоны Зеленограда от множества подобных жилых массивов». Но нельзя не признать, что при всем композиционном мастерстве зодчих жилая застройка местами не избежала характерных для всего советского строительства однообразия.

Своеобразие города, которому благоприятствовала естественная среда и которое было учтено в генеральном плане, нашло свое пространственное выражение в застройке, широко раскрытой на природные лесные массивы. Леса вплотную подступают к жилым микрорайонам, проникают в микрорайонные пространства, а отдельные крупные здания размещаются на лесных полянах, как, например, Дом творчества детей и юношества. Планировщики многократно обращались к благоустройству и окультуриванию пригородных лесов, которые превратились в лесопарки. Они благоустраивали пешеходные дорожки-связи между микрорайонами, жильем и производством, домами и остановками общественного транспорта, анализируя поведение жителей города.

Особой заботой (и часто болью) проектировщиков была и остается жилая застройка, создание комфортабельной и эстетически полноценной жилой среды.

С одной стороны, в городе строилось все лучшее, что могла предложить московская стройиндустрия, с другой стороны, этот выбор типовых полносборных жилых домов был всегда крайне узок. Зеленоградские микрорайоны сегодня воспринимаются как наглядная и не во всем удачная материализованная история массового индустриального строительства Москвы.

Не только бригадный подряд апробировался в Зеленограде. Первые образцы новых серий жилых домов возводились сначала здесь, а уже потом, зачастую «исправленные и дополненные» практикой строительства и эксплуатации в Зеленограде, получали прописку в других районах Москвы, а затем распространялись по стране. Зеленоград стал буквально всесоюзной экспериментальной площадкой. Сюда приезжали «перенимать опыт» и учиться новому из самых разных городов и республик. Это несомненно прибавляло и архитекторам, и строителям, и руководителям города дополнительное ощущение нужности, востребованности, расширяло границы ответственности.

«Поэт в России — больше чем поэт». Эта метафора Е. Евтушенко не только суммировала опыт поэтического слова в судьбе страны, начиная с А. С. Пушкина, но и прибавляла к нему свой собственный личный опыт всенародной востребованности. Строитель Зеленограда в те же годы — больше чем строитель. Не случайно и И. А. Покровский, и Н. А. Злобин часто высказывали, в том числе и в печати, одну очень важную для понимания своего времени мысль — работая на строительстве города, они ощущали себя как на фронте, интерпретируя таким образом свое повседневное ощущение масштабов принятой на себя ответственности.

Отдельная проблема всего опыта заводского индустриального домостроения в нашей стране — художественно-эстетические достоинства и эксплуатационные качества застройки. Позднее, возводя здание Госстроя России на Пушкинской (ныне Совет Федерации России), архитектор сумел доказать, что при необходимом технологическом качестве заводского производства вполне можно добиться высокого архитектурно-художественного качества сооружения, уместного не только в новой застройке, но и в исторической городской среде.

Первый этап строительства Зеленограда — четырехэтажная застройка с включением ограниченного числа 9-этажных жилых домов. Так были выполнены два первых периферийных микрорайона. Начиная с 1964 г. масштаб застройки был принят более крупным. Были утверждены проекты детальной планировки семи микрорайонов, предусматривающие строительство протяженных 9-этажных домов и домов повышенной этажности — в 12,14, 16,17 этажей, расположенных в пространственной системе города группами, составляющими крупные ритмы. В композиции микрорайонов Зеленограда авторами применены разнообразные приемы. Стремясь к максимальному раскрытию жилища в сторону примыкающих лесных массивов, авторы по-разному ориентировали застройку по отношению к городским магистралям. Компонуя основные микрорайоны города, группируя в макетах горизонтальные и вертикальные объемы, авторы искали выразительную панораму центральных микрорайонов, открывающуюся с юга, с противоположного берега искусственного водоема. Сегодня она уже сложилась в натуре.

Группа из 16-этажных башен с западной стороны и четыре группы сблокированных 14-этажных зданий с восточной стороны в сочетании с ритмами торцов жилых зданий пониженной этажности фланкируют центральную площадь города. Пятисотметровая пластина — жилой дом в центре, получивший название «Флейта», — практически единственный, построенный по индивидуальному проекту, играет не только весьма значительную роль в композиционном замысле центра, объединяя, как театральный «задник» пространство кулис, объемы общественно-административных зданий в единое целое, но и обогащая, по замыслу авторов, в равной мере и своей структурой, и внешним обликом, и «говорящим» названием образное содержание художественной композиции застройки.

Еще один пример собственно композиционного приема — решение объемно-пространственной задачи на уровне градостроительного замысла: используя и подчеркивая перепад рельефа, авторы объединили мостами-переходами уровень кровли горизонтально стелющегося торгового центра и газон перед общественно-культурным комплексом. Благодаря этому пространство центра города воспринимается более общо и в то же время — отчетливо структурированно. Освоение московской промышленностью многоэтажных (20-22 этажа) типовых домов дало возможность изменить облик зеленоградских микрорайонов. Примером этого являются 10 и 11 микрорайоны, где основой композиции стали отдельно стоящие жилые башни, расположенные непосредственно в лесных массивах.

Очень важно включение в типовую застройку индивидуальных жилых домов как, например, комплекс зданий МЖК при въезде в г. Зеленоград с пластичными жилыми корпусами разной высоты, с высотными башнями — композиционными акцентами, тонко вписанными в лесной ландшафт.

В последние годы зеленоградские строители начали, как и в целом по Москве, широкую реконструкцию четырех- и пятиэтажных жилых домов первого этапа жилищного строительства в городе. Уже построено более 10 корпусов стартовых жилых домов для переселения жильцов.

Можно много писать и говорить об общественных зданиях Зеленограда, в особенности о здании администрации города и о Дворце культуры с удивительным, эмоционально насыщенным многоуровневым внутренним пространством, пологими террасами, спускающимися в соответствии с естественным рельефом местности к внутреннему дворику, но особенно характерна для Зеленограда уникальная роль промышленной архитектуры в образе города.

С самого начала в отличие от большинства новых небольших городов промышленных центров производственные здания в Зеленограде располагались, опережая разрабатывавшиеся в то время градостроительные концепции, как органичная часть функционально-пространственной структуры и композиции города.

В этих зданиях, возведенных в северной и южной промзонах, были учтены и, — что сделало их этапным явлением в промышленной архитектуре и в целом в градостроительстве, — использованы с целью усиления образной выразительности новейшие тогда технологические и конструктивные требования. Впервые в отечественном зодчестве были созданы практически герметичные, пылестойкие производственные помещения, обеспечившие получение сверхчистых материалов. Впервые были применены рамные конструкции и фермы с опорами, прилегающими к наружным стенам, позволившие создать свободные от колонн производственные помещения, где можно было свободно размещать оборудование, а между технологическими этажами в межферменном пространстве были образованы технические этажи с разводкой сложнейших инженерных коммуникаций. Над проектами научно-производственных комплексов города активно работали специалисты МГСПИ.

Промышленные комплексы Зеленограда внесли много нового в развитие отечественных строительных конструкций, включая навесные стены, легкие покрытия и др., но не меньше сделано инженерами в области конструирования общественных зданий. Возможно, наиболее оригинальна и перспективна структура городского Дворца культуры, построенная на основе треугольной в плане конструктивной ячейки.

Научно-производственные комплексы Зеленограда создавались не как отдельные от города и чуждые ему «промзоны», а как активные компоненты его образно-пространственной структуры.

Трудно выделить какие-нибудь из производственных зданий города. Каждое из них имеет структурную или формальную особенность, отличающую его от скучной совокупности «промышленной неархитектуры» и связывающую с оригинальными и пластичными общественными зданиями города.

Каждое здание центра города, спортивной зоны проектируется индивидуально. Разнообразие архитектурных форм, задуманных авторами с учетом функции каждого сооружения и единства всего ансамбля, обогащает его архитектурный образ.

Как часто бывает в новых городах — запроектированных, а не естественно строившихся на протяжении столетий — административно-культурно-спортивный центр расположен в самом красивом месте и выразительном по ландшафту месте города с сильным падением рельефа города к воде, эффектно обозреваемом с противоположного берега Сходни, но несколько удаленный от главного транспортно-торгового узла, сложившегося у площади Юности; он еще не завершен, поэтому пока не стал местом постоянного проведения досуга горожан.

Постепенное насыщение городской среды в последние годы, в частности общественно-торговое обустройство Центрального проспекта, который может вскоре стать зеленоградским «Бродвеем», и завершение гости-нично-торгового комплекса общегородского центра значительно обогатят город и жизнедеятельность его обитателей. Этому способствует и формирование общественно-торговых центров в новых частях Зеленограда.

Двойственное — и обогащающее, и одновременно ограничивающее — влияние на культурную жизнь Зеленограда оказывает относительная близость к Москве.

Специфическим и перспективным элементом города является учебный комплекс Московского государственного института электронной техники (технического университета). Комплекс построен на живописном участке с ярко выраженным рельефом территории. С востока участок ограничен лесным массивом, с севера — зеркалом искусственного водоема. Пять корпусов вуза, связанные теплыми переходами, представляют собой своеобразный учебный городок. Двух- и трехэтажные здания расположены на различных террасах, а нижняя терраса, примыкающая к водоему, занята плоскостными спортивными сооружениями. Функциональное членение комплекса определено характером учебного процесса. Для облицовки фасадов принят красный лицевой кирпич в сочетании с темно-серым листовым шлакоситаллом и алюминиевыми элементами витражей. С красными стенами зданий контрастируют белые поверхности входных порталов и выступающие над кровлями несущие конструкции.

Хочется процитировать одного из первых историков архитектуры, писавших об этом институте, Н. А. Пекареву, тонко ощутившую его особенности и его значение: «Комплекс МИЭТа является в известной мере программным произведением… Принятая авторами композиция вузовского комплекса в виде группы невысоких, как бы стелющихся по террасообраз-ному рельефу корпусов представляется вполне оправданной. Контрастная по отношению к окружающим многоэтажным зданиям, она делает общее градостроительное решение более острым и выразительным… Большое значение для формирования архитектурного облика комплекса имеет цветовая насыщенность его фасадов… Контрастное сопоставление красного и белого вызывает в памяти красочные постройки древнерусского зодчества, в какой-то степени роднит современное архитектурное сооружение с отечественными архитектурными традициями… Белый мраморный портал резко выделяется на фоне окружающих зданий. Значительно превосходя их по высоте, он главенствует в пространстве площади главного входа и служит пластическим акцентом, подчеркивающим основную композиционную ось комплекса… Вузовский комплекс в Зеленограде… став неотъемлемой частью городского центра, способствует созданию индивидуального облика всего города».

В складывающейся социально-экономической ситуации в стране институт (университет) может и должен стать важной градообразующей опорой поддержания жизнедеятельности и дальнейшего развития города как подлинного технополиса.

Зеленоград — новый город, и потому в нем нет памятников древней архитектуры, но есть памятники бессмертия, памятники героизма и славы народной. Здесь осенью 1941 года проходила передовая линия обороны Москвы. Именем погибшего в бою генерала И. В. Панфилова, командовавшего дивизией на этом направлении, названа одна из главных улиц города.

Мемориал в Зеленограде — одно из ведущих звеньев «Рубежа славы», в течение многих лет формирующегося в окрестностях столицы. Как писала известный исследователь мемориалов борьбы и Победы И. В. Иванова: «Утверждающее, победное начало, торжествующее в его динамичной вертикали, завоевывается в напряженной борьбе, которую как бы символизируют сложные консольные сдвиги бетонной формы — острые, тревожные по своему силуэту, словно нависшие над землей. Победа рождается и в стойкой силе бетонных устоев мемориальной стены, врезанной подобно оборонительному сооружению в склон холма.

Ее активная наступательная мощь раскрывается динамичностью уступов, их плотной, «окаменевающей» бетонной массой. И вместе с тем она несет в себе трагическую тему, выраженную в рельефах».

Город рос очень быстро, его население в начале 70-х годов превысило 80 тысяч человек, были закончены многие важные объемно-пространственные ансамбли. За создание архитектурных комплексов города Зеленограда архитекторам Покровскому И. А. (руководитель), Болдову А. Б., Климочкину А. В., Лисичкину Д. А., Новикову Ф. А., Саевичу Г. Е., Свердловскому Ю. А., инженерам Дементьеву С. Т., Зархи Б. М., Ионову Ю. И., Кириллову Б. М., а также Келареву Ю. И. в 1975 году была присуждена Государственная премия СССР в области архитектуры.

Достойный вклад в создание города внесли ветераны проектной мастерской архитекторы Свердловский Ю. А., Кувырдин В. В., Метайкина Л. Г., инженеры Рюккерт Л. А., Борисова А. А., Герасимов В. А., Тихонюк Н. В., дендролог Дашков Э. И., благодаря инициативе и трудам которого город во многом оправдывает свое удивительно теплое имя. Огромную работу по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры Зеленограда провели специалисты Мосинжпроекта.

Новый этап в жизни и развитии города наступил в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (в мае 1986 года) о создании Центра информации и электроники (ЦИЭ), следствием чего в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1989 г., город перешагнул на юго-западную сторону Октябрьской железной дороги, а расчетная численность его населения была установлена 310 тысяч жителей. Фактически массовая застройка новых микрорайонов изменила сложившийся уютный, озелененный характер застройки Зеленограда и стала служить для заселения не столько трудовых кадров зеленоградской науки и промышленности, сколько москвичей, нуждающихся в жилье.

Сегодня на рубеже XXI века отношение к качеству городской среды радикально меняется. Время исторической жизни города становится одной из основных характеристик, составляющих его суть и содержание. Оно же в конечном итоге предопределяет духовную комфортность проживания в нем. Для новых городов, в том числе для Зеленограда, это весьма серьезная проблема.

Думается, что историко-культурный и научный потенциал Зеленограда еще далеко не исчерпан и может быть реализован не только отдельными монументами — знаками памяти о времени и значимых событиях, среди которых особое место занимает обелиск на 41-м километре.

Маршал К. К. Рокоссовский битву у Крюково называл «вторым Бородино», и это немалое основание для создания здесь крупного историко-просветительского комплекса, в состав которого органично могла бы войти открытая археологами у с. Льялово стоянка времен неолита, а это IV-III тысячелетие до н.э. Как известно, в районе Зеленограда жили вятичи, здесь же проходила граница расселения другого древнерусского племени — кривичей. Одно это могло бы стать прекрасным основанием для привлечения сюда туристов со всего света.

А то, что именно здесь, возле Крюково, проходила колея первой в России Николаевской железной дороги — могло бы стать основанием для формирования именно в Зеленограде уникального технопарка, отражающего всю историю российской науки и техники в XIX и XX веках, вплоть до микроэлектронных технологий, обеспечивающих будущее информационного общества в наступающем столетии.

Новое строительство поставило ряд сложнейших проблем: как связать воедино части города и локализовать разрезающую его железную дорогу, к тому же со скоростным путем, как сохранить облик Зеленограда, как строить многоэтажные жилые кварталы на территории исторического поселка в новых условиях собственности на приватизированные участки и жилые здания. А самое главное — как определить концепцию всего нового строительства, когда идея Центра информатики и электроники потеряла актуальность (возможно, временно), а 110 гектаров наиболее ценной территории изрыто и занято законсервированной на неопределенный срок гигантской стройкой. В этих условиях проектировщики принимают все возможные меры к тому, чтобы не потерять сложившийся архитектурно-художественный образ города. С этой целью в планировке нового района в соответствии с рельефом заложены сквозные бульвары вдоль существующих, служащие для отдыха и пешеходных связей, выводящих в городскую зону отдыха вдоль берега реки Горетовки, где проектируются искусственные водоемы. Одновременно совместно с префектурой г. Зеленограда и фирмой «Зеленоградстрой», возглавляемой заслуженным строителем РФ Молодчи-ниным Г. И., разрабатываются новые типы жилых домов из монолитного железобетона, что даст возможность добиться более гибкой планировки, разнообразия архитектурных решений, соответствующих живописной природной среде, в микрорайонах, примыкающих к пойме реки Горетовки. Аналогичные проблемы сохранения характера, присущего городу, при улучшении качества и архитектурного облика вновь возводимой застройки повышенной этажности, решения на новом уровне социальных задач (например, проблемы гаражей и стоянок автомашин) и другие возникают в ходе реконструкции микрорайонов, застроенных жилыми домами первого поколения.

В последние годы город, как и большинство монопрофильных индустриальных центров страны, особенно ориентированных в процессе создания на оборонную промышленность, испытывает большие трудности. Но было бы неверным не видеть много ценного и интересного, что внесли в застройку города последние годы.

Прежде всего обогатилась типология зданий и сооружений, ведется проектирование и строительство ряда индивидуальных объектов, дополняющих архитектурный облик города. Среди них необходимо отметить композиционную роль новых зданий городских отделений крупных банков: Московского индустриального, Мосбизнесбанка, Сбербанка, которые внесли в образ города разнообразие и неожиданность, новые оригинальные формы, сочные цветовые акценты. Удачен их красный цвет, традиционный для русской архитектуры и перекликающийся с колористическим решением старинной церкви Св. Николая Мирликийского и ставшего уже привычным элементом города МИЭТа.

Появились торговые павильоны и комплексы из легких металлических конструкций и стекла, с фигурными покрытиями, ярко освещенные в темное время. Обогатилось оформление города — добавились новые элегантные витрины, вывески, надписи, эмблемы, указатели и другие формы визуальной информации. В новогодние и рождественские вечера центр города сверкает и переливается огнями.

Но еще важнее, что в городе появились сооружения, воплощающие духовное возрождение и, в частности, тяготение к вечным ценностям, воплощенным в религии. Построена деревянная церковь Святителя Филарета, освященная Патриархом Всея Руси Алексием Вторым, ведется рабочее проектирование и собираются средства для строительства монументального каменного храма, заканчивается строительство часовни при входе на новое кладбище. Возможно, наиболее оригинальный замысел — строительство именно деревянной трехшатровой церкви в 16-м микрорайоне — на ее участке построена временная деревянная часовня.

Отмечая трудности и достижения современного Зеленограда, нельзя с огорчением не сказать о хронической «болезни» города (также общая черта отечественного градостроительства XX века) — незавершенности строительства общественных центров, в т.ч. общегородского Центра, где руководители города вынуждены многие годы смотреть на строительную площадку во главе с высотным зданием гостиницы, которая законсервирована уже почти двадцать лет. Несмотря на многолетние усилия городских властей, эту проблему пока не удается разрешить. Это касается и общегородского спорткомплекса, где функционально и социально необходимый и интересно задуманный проект уже 25 лет ждет своего осуществления.

Важнейшие проблемы функционирования и будущего развития Зеленограда рассмотрены в разработанном в 1996 году новом генеральном плане, который учитывает всю совокупность внешних и внутренних, географических, экономических, экологических и социальных условий развития города и предопределяет основные направления формирования Зеленограда начала XXI века.

Генплан исходит из уникального расположения города на важнейшей оси системы расселения Центра России в окружении лесных массивов, что позволяет активизировать коммерческую деятельность и обеспечивает полноценный отдых жителей Зеленограда. Основной градообразующей базой остается наиболее современная в стране электронная промышленность и создаются связанные с ней новые производства. На основе ЦИЭ предлагается организовать Федеральный оптовый рынок высоких технологий, который вместе с производственными комплексами и МИЭТом (технологическим университетом) обеспечит превращение Зеленограда в технополис регионального значения и формирование свободной экономической зоны. Полностью обоснован замысел территориального развития Зеленограда в южном направлении.

Генпланом предусмотрено дальнейшее наращивание жилищного строительства включая освоение новых площадок. В то же время некоторые сомнения вызывает продолжение ориентации в основном на высокоплотную многоэтажную застройку, очевидно снижающую преимущества жизни в городе-спутнике столицы. Более привлекательны и перспективны предложения авторов генплана о размещении на новых площадках усадебной, малоэтажной, высокоплотной и смешанной застройки.

Чрезвычайно важны для полноценной жизнедеятельности населения города содержащиеся в генплане предложения по разрозненному развитию системы общественного обслуживания, торговой и деловой активности, концентрируемой в существующих и вновь создаваемых центрах и вдоль магистралей. Но особенно характерны и специфичны для Зеленограда замыслы продолжения пространственного формирования целостного «зеленого каркаса» системы парков, скверов, лесопарков и бульваров, в том числе в новой, южной, части города вдоль речных долин и тальвегов. Реализация этих предложений позволит сохранить и улучшить экологию города и его окрестностей.

Еще один не менее важный раздел генерального плана — совершенствование транспортного обслуживания: и внешних связей, и внутригородских магистралей, включая строительство многоуровневых развязок.

Новый генеральный план отмечен глубиной и многосторонностью проработки, обоснованностью основных положений, но при его реализации крайне важно не повторять прежних ошибок. Вспомним слова И. А. Покровского о том, что «в городе, как в срезе дерева, ясно отражаются «годовые кольца» развития…» И опыт показывает, что многие новые города страны, и в том числе Зеленоград, в процессе строительства попадают в своеобразную спираль, где развитие промышленной базы приводит к росту населения и потребностей в жилье, а рост населения позволяет наращивать промышленную мощь и так далее. При доработке генплана стоит четче выявить его специфику как не обычного молодого (уже не «нового!») города, а как части Москвы.

В своих проблемах и перспективах город не одинок. Это все же, как и было задумано, органичный элемент Москвы. Правительство Москвы приняло ряд постановлений по развитию города.

Нельзя не сказать о внимании, которое уделяют проектированию и совершенствованию застройки Зеленограда Москомархитектура и Институт Генерального плана города Москвы, роль которого особенно возросла после преобразования Зеленограда в административный округ Москвы. Авторами генерального плана Зеленограда 1996 года являются Кузьмин А. В., Беккер В. Я., Заленский О. А., Жильцов М. В., Меламед А. Г., Покровский И. А., Розова Е. А., Эпштейн А. А. и др.

По общему мнению проектировщиков, одним из активных творческих участников разработки нового генерального плана Зеленограда является префект А. А. Ищук.

В том, что Зеленоград при всех трудностях созидания и недостатках, неизбежных в таком большом, сложном и все еще новом деле, стал богатым, художественно-целостным организмом, велика заслуга художников-монументалистов и скульпторов А. Штеймана, Е. Деревянко, Э. Неизвестного, С. Чехова, В. Тюлина, Е. Аблина, И. Бродского. Жаль, что вопреки генеральному плану не был реализован эскиз монумента «Электроника» у научного центра, выполненный Неизвестным. Перед зданием «Зеленоградстроя» планируется установить бюст дважды Героя Социалистического Труда Н. А. Злобина.

Но особенно следует сказать о роли и личности главного архитектора города на протяжении уже 35 лет И. А. Покровского, которого отличает целый комплекс творческих и человеческих качеств — талантливый и опытный архитектор, прекрасно знающий конструкции, технологию проектирования и строительства, блестящий организатор, умело решающий сложные деловые вопросы, контактный и принципиальный человек, тонкий живописец и музыкант, но, главное, подлинный создатель города и его образа, патриот, болеющий за будущее.

И весь коллектив мастерской, жители и патриоты Зеленограда вместе с ним отдают свой талант и труд прекрасному будущему города.

Хайт В. Л. — член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, директор НИИ теории архитектуры и градостроительства; Волчок Ю. П. — кандидат архитектуры НИИ теории архитектуры и градостроительства.

 

Еще по теме:

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.