Одним из важных аспектов в организации изучения древних памятников является взаимосвязь археологии и экологии. Этому в последнее время наконец-то стали уделять должное внимание, правда не в той степени, как надо, но все же дело охраны окружающей среды сдвинулось с места. Люди стали понимать, что если мы сейчас не займемся охраной природы, то в третьем тысячелетии некому и нечего будет охранять, так как человек погубит сам себя в результате хищнического пользования природой[1].
Охрана окружающей среды — это большой и разносторонний объем различных природопользовательных мероприятий и одним из важнейших направлений является воспитание человека, его культурной среды, понятия того, что на Земле все взаимосвязано, что если ты сломал дерево, отравил речку, то через какое-то время это скажется на тебе или твоих потомках. Мы с изумлением, словно впервые, видим следы нашего варварского отношения к природе, но почему-то многие забыли, что первыми на это обратили внимание представители такой редкой исторической науки, как археология. Еще первые археологи отмечали влияние человека на окружающего его природную среду. И если во времена Петра I только намечались пути развития археологии, в основном как науки констатирующей, то в конце XIX в. уже делались выводы о том, что повлияло на гибель древних городов, великих царств и империй. Уже тогда отмечалось, что природная среда существенно повлияла на развитие человечества и первые люди появились там, где были соответствующие природные условия. За все время существования Земли как космического тела, а это около 5 млрд. лет, на ней сменилось около 12 цивилизаций, и все они погибли в результате различных природных катаклизмов, к которым наверняка приложил руку и «царь природы» — человек!
Археологам приходится сталкиваться со следами древних экологических катастроф. Изучая остатки древней культурной деятельности человека, археологи наглядно видят, как появились первые поселения людей, как они жили в начале в согласии с окружающей их средой и как в результате их дальнейшей хищнической деятельности вырубались леса, пересыхали реки и наконец гибли сами люди и основанные ими города и села.
Археологические памятники, отражающие воздействие человека на природную среду, сохраняют в течение длительного времени свои пространственные и природные характеристики. Обязанные самим своим возникновением природной среде, памятники сохраняют свои связи с ней и после прекращения на этом месте человеческой деятельности.
Подтверждением того, что многие археологические памятники, а это стоянки (поселения) каменного и бронзового веков, селища и городища железного века, сохранились в определенных местах природной среды, говорит нам тот факт, что археологи никогда не будут искать поселения каменного века в речной пойме, а городища первых славян в низине. Опыт археологической науки констатирует то, что люди каменного века селились преимущественно на берегах рек и озер, которые никогда не заливались водой. Месторасположения первых городищ железного века можно найти по любой карте, так как их жители старались защитить свое жилище и строили укрепления, как правило, на мысовидных участках рек.
У археологов двоякое отношение к экологическим проблемам: с одной стороны, они вроде бы создают сам предмет, так называемый археологический памятник, а с другой стороны, в результате нарушения природной среды разрушаются и сами археологические памятники. Примером первого является то, что в относительно экологически благоприятное довоенное время (до 1941 г.) в Солнечногорском районе в результате целенаправленных археологических разведок, проводимых тогдашним институтом материальной культуры им. Маара, на узком (2,5 км) участке Клязьмы от с. Льялово до д. Клушино обнаружено только два памятника каменного века. В конце 1960-х, начале 1970-х гг. мною и членами кружка юных археологов обнаружено и описано уже десять. Многие из этих памятников были обнаружены в результате нарушения человеком природного травяного покрова, то есть в ямах, на пашне и т.д., которые возникли благодаря деятельности огородников и местных жителей, разрушающих своими сельхоз-работами берега Клязьмы. Другим примером отрицательного воздействия человека на окружающую среду служит то, что в районе Льялово-Менделеево было известно в 1980-х гг. 9 поселений каменного века и 5 курганных могильников XI-XIII вв. В результате застройки этих мест домами и проведения различных землеустроительных работ 90% из них было разрушено!
Наиболее крупные разрушения памятников археологии происходило и происходит в Солнечногорском районе и г. Зеленограде в настоящее время. Так, из 23 известных до 1996 г. поселений каменного века сохранились только 7, из 32 курганных могильников XI-XIII вв. — только 14. В большинстве случаев местные памятники археологии гибнут в результате прямой хозяйственной деятельности человека. За последние пять лет практически исчезла большая, состоявшая когда-то из 83 насыпей, Никольская курганная группа.
На 1996 г. в ней остался только один целый курган и то имеющий сверху грабительский раскоп, а также четыре полуразрушенные земляные насыпи от древних погребений. Рядом с Никольской группой в 1989 г. прекратила существование и малоизученная Льяловская курганная группа, датируемая теми же временными рамками. Если Никольская группа была разрушена чашниковским садоводческим кооперативом и частично все-таки была исследована археологами, то Льяловская, практически без исследования, уничтожена садоводческим товариществом дома отдыха «Морозовка» бывшего ХОЗУ Совета Министров РСФСР, а ныне Газпрома. При этом были вырублены деревья на довольно значительной площади, хотя они укрепляли берег оврага, впадающего в пойму Клязьмы. Все обращения общественности как в отдел культуры Солнечногорского горисполкома, так и в районное отделение ВООПИиК, результатов не дали. Сейчас там вместо памятников истории возвышаются современные сооружения дачной архитектуры.
На сохранность древних памятников влияет и нарушение водного режима рек, протекающих в Солнечногорском районе. Так, в результате образования рыбоводческого хозяйства в районе д. Новая было потоплено уникальное бездонное озеро с реликтовой флорой; затоплен, там же, довольно редкий археологический памятник каменного века. Нарушение водного баланса, в результате мелиоративных работ в районе д. Дурыкино привело к тому, что урез (уровень) воды в Клязьме понизился, истощились многие родники, которые в 1960-х гг. текли в реку почти через каждые 100 метров. Снижение уровня подпочвенных вод сказалось и на состоянии таких, казалось бы вечных памятниках археологии, как поселения каменного века. Как вы знаете, в каменном веке основными орудиями были изделия из кремня и других пород камня. Органика и изделия из нее на таких памятниках почти не сохраняется. Однако на древнейших поселениях района на знаменитой Льяловской стоянке и поселении «Льялово-3» сложились благоприятные условия для консервирующих свойств торфа, сильно насыщенного водой. Благодаря этому сохранились кости животных, на которых охотился древний человек, а также орудия, сделанные из костного материала около 7-8 тыс. лет тому назад. К сожалению, приходится констатировать, что в результате осушения поймы в районе д. Дурыкино и древней поймы старого русла Клязьмы, примыкающей непосредственно к стоянке «Льялово-3», уровень подпочвенных вод понизился примерно по полметра, что несомненно сказалось на сохранности органики и даже отдельных пород камня, из которого сделаны многие орудия. Археологический анализ проводимых землеустроительных работ в городе и в районе, говорит о ярко выраженной целенаправленной захватническо-хищнической деятельности различных огородных и садоводческих товариществ. Все это позволяет утверждать, что сейчас мы находимся на последнем этапе экологического кризиса, после которого могут начаться необратимые природные процессы, в результате которых могут погибнуть объекты современной цивилизации. Природа и история общества не терпят над собой надругательства. Негативные последствия деяний человечества бумерангом возвращаются к его потомкам. Кто знает, что может образоваться на месте нынешних крупных поселений с развитой индустриальной базой, таких городских конгломератов как Зеленоград, поглотивший археологические памятники и сельские поселения недавнего прошлого. Городской монстр, пожирающий своих предшественников, может быть поглощен более могучим монстром. Что тогда останется человеку? Или гибель его предрешена?