Нам всё было интересно. Идешь через березовую рощу, и вдруг за белыми стволами возникают серые красавцы СУ-27. Сразу же хочется по-мальчишески подбежать к самолетам, полюбоваться плавной, обтекаемой конструкцией и, конечно, сфотографироваться. Но это будет позже: каждый из состава делегации Зеленограда, прибывшей в подшефный 177-й истребительный авиационный полк на его очередной день рождения, был запечатлен на пленку сидящим в кабине СУ-27. Только все мы были в гражданском. Кроме заместителя военкома полковника Ю.Юдахина.
В этот день в полку проводились полеты. Не зная ситуации, я полуутвердительно обратился к заместителю комэска майору Андрею Ходыкину.
— Летчики, наверно, не только ко Дню полка сейчас готовятся, но и ко Дню авиации?
— Он уже прошел.
— Простите! Его в августе отмечают.
— А мы каждый месяц. Причем 13 числа.
— В «чертову дюжину»?
— А у нас 13-го зарплата!
Справка. Подготовку к вылету СУ-27 на земле осуществляет около 100 человек. Дальность полета машины — 3700 км. Полная заправка горючим — около 10 тонн керосина. Крейсерская скорость — 800-900 км в час. На форсаже — 1400 и даже выше.
Мы понаблюдали за каскадом фигур высшего пилотажа, послушали пояснения. И слегка просветились в терминах «горизонтальная бочка», «косая петля», «боевой разворот на 180 с набором высоты».
Когда мимо нас выруливала на взлетно-посадочную полосу «спарка», оба летчика поочередно приложили ладони к шлемам. Да, нечасто «на гражданке» подполковники с улыбкой приветствуют незнакомцев в кроссовках и футболках…
Забегая вперед, хочу отметить, что и позже гостеприимство мы ощущали на каждом шагу.
А он — оранжевый
В одном из классов уютного «высотного домика» нам демонстрировали видеозапись только что уведенного вживую полета подполковника А.Мурачева. Так специалистами на земле проверяется выполнение программы каждого вылета. Информация на экране монитора — в реальном времени. Видны все приборы, установленные в кабине. Зафиксированы действия летчика при выполнении фигур. Поэтому он может после полета просмотреть видеоматериал, проанализировать возможные ошибки, прийти, например, к выводу, что при отработке виражей необходимо было добавить оборотов двигателя. А если зафиксированы события, которые влияют на безопасность полета, тогда к работе приступают инженеры. Разбирают, регулируют, например, двигатель. Информацию на видеокассету переписывают сразу после полета с бортового накопителя.
— Это нечто похожее на «черный ящик»?
— Он самый и есть, — улыбаются дающие нам пояснения специалисты,- только не черный, а оранжевый: чтобы легче было разыскивать…
Справка. При поступлении в летное училище будущие курсанты проходят тест, который содержит около 1000 (!) вопросов. В истребительную авиацию берут только холериков и сангвиников. Они способны по особенностям своего темперамента очень быстро реагировать на изменяющуюся обстановку в воздухе и столь же оперативно принимать решения. 100 человек — летчиков и инженеров-техников — бесквартирные. Зарплата асов не дотягивает даже до 200 долларов.
…И в это время в классе появился А.Мурачев. В летной амуниции, в руках — шлем. Блиц-интервью:
— Это был обычный полет на высший пилотаж в комплексе с пилотажем на малой высоте и атаками неземных целей со сложных видов маневра. Программу выполнил за 15 минут на высотах от 200 до 3000 м.
— И сколько же вы за четверть часа израсходовали горючего?
— Три тонны.
В этот день погода была хорошая. Летчики совершали полеты до 2 часов ночи. Но ведь бывают в этих краях туманы, облачность? Конечно. И я поинтересовался условиями, регламентирующими взлет-посадку в таких случаях.
— Нижний край тумана при взлете — 30 м, видимость не менее 400 м. Для посадки — 100 x 1000 м.
День полка
…Торжественное собрание проходило в Доме офицеров. Все гости прибыли, как и положено в день рождения, с подарками. Ю.Юдахин поздравил личный состав полка от имени ЗелАО. Аплодисментами был встречен и наш подарок — ксерокс. А днем раньше летчикам и инженерам были переданы средства личной гигиены, кассеты и диски с записями популярных исполнителей, сборник «Литературный Зеленоград». Замкомполка подполковник С.Силенков зачитал поздравительную телеграмму В.Ласточкина. Районная управа №2 Зеленограда накануне праздника перевела на счет полка денежные средства для поощрения лучших летчиков. И приятно было видеть как вр.и.о. комполка полковник А.Воробьев прямо на сцене вручал своим подчиненным конверты с деньгами…
В ПТУ №24 уже несколько лет действует поисковый отряд «Виктория». На День полка поздравить летчиков прибыло 40 учащихся. Юноши и девушки передали летчикам детали самолета В.Талалихина, который погиб 27 октября 1941 г. в результате неравного боя с превосходящими силами противника.
Как было найдено место падения самолета? Рассказывает А.Гошкова:
— Сначала мы отыскали ведомого В.Талалихина — А.Печеневского. Он рассказал нам детали последнего боя своего ведущего. Потом были найдены очевидцы того боя — местные жители деревни Лопатино А.Кондратьева и Е.Васильева. Они указали нам место падения самолета. Воронка за многие годы была превращена в свалку. Наш отряд расчистил ее. Позже мы установили там распятие и ограду. Затем объявили о сборе средств на памятник герою. Нас поддержал весь Подольский район, и 18 сентября 2001 года в день рождения В.Талалихина, на месте его гибели был открыт мемориал.
Справка. Подвиг В.Талалихина позже повторили еще два летчика 177-го ИАП: лейтенант А.Печеневский и капитан Н.Благодаренко. Но они не были удостоены Золотой Звезды. К этому времени Сталин отдал приказ: если летчик при таране бросает самолет, а сам остается в живых, то звание Героя Советского Союза ему не присваивается. А вот Орден Отечественной войны I степени или Орден Ленина — носи на здоровье…
АДА больше нет!
Торжественный обед — самая подходящая обстановка для журналиста. За несколько часов можно собрать материалов на целую повесть. Рассказывает ветеран полка Валентин Яковлевич Гирда.
— 2 сентября 1964 года я поднялся на самолете, который был специально подготовлен для действий против АДА — автоматического действующего аэростата. Их запускали к нам с территории Финляндии. Солнце прогревало оболочку гигантских шаров, они увеличивались в объеме и вместе с разведывательной аппаратурой уходили на высоту. После сбора информации вместе с потоками воздуха аэростаты возвращались на землю, к хозяевам.
И вот идет такой шар с набором высоты. Огромный! Я зашел со стороны солнца, чтобы хорошо его видеть (он же прозрачный). Перезарядил пушки снарядами-самоликвидаторами. С земли запрос:
— Сколько можно летать? Пора стрелять!
Прицелился. Первая очередь пошла с понижением. Мне хорошо виден трассирующий след. Даю вторую очередь, немного задрав самолет: пушки установлены на лафете неподвижно. Снова недолет! А он, аэростат, кажется совсем рядом. Но это — оптический обман. Задрал я еще выше нос — и дал третью очередь. Вижу — теперь снаряды пошли вроде бы гораздо выше. Расстроился сначала. А через секунду замечаю, что снаряды идут с понижением — и прямо в купол, который был по высоте метров 60. Он сразу обмяк, свернулся и стал падать камнем на землю. Я доложил, что АДА больше нет.
— А награда была?
— Благодарность, от главкома ПВО СССР.
— Вам приходилось осваивать СУ. Как отзывались летчики в те времена об этом истребителе?
— С юмором. Каламбурили: техник — мокрый, летчик — потный, самолет — сырой, а конструктор — Сухой!
Справка. В годы Великой Отечественной войны в воздушных боях и от зенитного огня противника погибло 16 летчиков полка. В музее 177-го ИАП собраны фотографии, личные вещи, приказы, письма, воспоминания и другие экспонаты тех лет.
Гости всегда посещают музей. Здесь их знакомят с историей полка. А перед Домом офицеров высится бюст Героя Советского Союза В.Талалихина.
Приказом Министерства Вооруженных Сил СССР №51 от 30 августа 1948 г., он навечно зачислен в списки 1-го ИАЭ.
Общаясь со свежими знакомыми, всегда узнаешь что-то новое. Летчики, например, 3-й тост поднимают за тех, кого нет рядом. Даже если они и не служат в авиации. В этом обряде принимают участие два человека. Один касается рюмкой деревянной поверхности стола и произносит:
— Контакт!
— Есть контакт! — второй летчик также подносит рюмку к дереву.
— От винта!
— Есть от винта!
— Будем жить!