Дом комсомольцев-школьников Бауманского района
ЛЕТОПИСЬ
строительства первого города-спутника Москвы в районе ст. Крюково.

ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!

Это письмо будет идти очень долго, пока попадет к вам в руки — четыре года, пять лет. Вы получите его, когда станете новоселами — жителями чудесного города, которого сейчас еще нет. Он живет сегодня только в замыслах архитекторов, на листах проекта и не имеет еще даже имени.

Пройдет несколько лет — и на месте деревни Матушкино будет промышленная зона, крошечная Сходня разольется на полтораста метров в ширину, поднимутся на месте бывшего аэродрома дома. Навсегда изменится облик района, уйдут на другие объекты строители.

Вам трудно будет себе представить, как выглядит сейчас место, которое станет городом. И наверное, вам интересно узнать о людях, которые строили ваш город, когда вы еще не знали, что будете в нем жить. Поэтому мы, школьники Бауманского района, решили проследить год за годом) за стройкой. Оставить записи, фотоснимки, рисунки. Сделать так, чтобы вы знали имена проектировщиков и строителей города и с благодарностью вспоминали их.

ЛЕТОПИСНЫЕ ЗАПИСИ ЗА 1959 г.

Прибыв на место строительства нового города, мы были удивлены и поражены тем, что узнали. На месте будущих улиц, площадей, жилых кварталов сейчас находились леса, поля и даже болото. И идя по полю или лесной поляне, трудно было поверить, что через каких-нибудь пять-шесть лет здесь пройдет улица или вырастет жилой дом, в котором будут жить десятки семей. Но даже и тогда, когда мы пришли на строительство города-спутника, можно было угадать некоторые отдаленные черты современного культурного города. Сопоставляя те чертежи, которые мы видели в мастерской архитектора Рожина, с местностью мы находили те места, где в будущем должны были вырасти центр города, вокзал, техникум и заводы.

Так мы остановились лагерем у будущего центра будущего города, то есть ближе к восточной промышленной зоне. То первое, с чем мы ознакомились, было поле, которое в будущем должно стать центром города. В то время никаких работ на поле еще не было начато, и только несколько дернорезок резало верхний слой земли, оставляя после себя бесчисленное количество правильных ромбиков дерна. Этот дерн, как мы узнали впоследствии, должен был быть использован строителями для озеленения города, а пока его отвозили на специальные склады, где он должен был сохраняться все эти годы. Так как сами мы тогда были еще пионерами, то нас, естественно, интересовали сооружения, предназначенные для пионеров. Еще в мастерской архитектора Рожина мы видели, что пространство от центра города до Ленинградского шоссе должно быть занято Дворцом пионеров, спортивными детскими сооружениями и городским пионерским садом, который должны будут посадить сами ребята. Придя на место строительства Дворца пионеров, мы увидели небольшое болотце, окруженное тонкими березками и заросшее высочайшей травой. А обширное поле, расположенное за болотцем и кустарниками, должно было означать для нас тенистый сад, на ветках деревьев которого висели огромные плоды, выращенные руками трудолюбивых юннатов. На следующий день после прибытия мы пришли туда, где должен был вырасти восточный промышленный район города и где уже были начаты некоторые работы. Первым делом мы нашли небольшую речонку Сходню, которая должна была стать матерью огромного водоема, предназначенного для отдыха трудящихся города. Но пока что речонку, через которую можно было перешагнуть, трудно было представить большим водоемом, наполненным тысячами кубометров воды. И только шум нескольких экскаваторов, рывших яму для нового водного бассейна, говорил о том, что через два-три года здесь будут купаться и отдыхать тысячи граждан молодого города. По обеим сторонам от водоема начаты работы подземной коммуникации. На берегу бассейна в том месте, где вырастет здание гостиницы, мы увидели многочисленные колхозные строения и колхозное стадо, возвращающееся с пастбища. Недалеко от места строительства плотины на небольшом пригорке раскинулась деревня, совсем не похожая на будущий город.

Работ по строительству собственно промышленной зоны мы никаких не увидели, но нам сказали, что в западной промышленной зоне уже ведутся работы по строительству промышленных предприятие. И действительно, придя на следующий день в западную промышленную зону, мы еще издалека увидели возвышающиеся над полем стрелы башенных кранов, бесчисленное количество снующих повсюду машин, много бульдозеров и экскаваторов. Самым большим и наиболее значительным тогда являлся бетонный завод, который в самом ближайшем будущем должен был дать первый бетон, который был так необходим строящемуся городу. Кругом не было пока ни одного кирпичного здания, и только невдалеке от нас воздвигали какое-то строение, уже на полтора этажа поднявшееся над землей. Оказалось, что это будет здание часового техникума, прикрепленного к 1-му часовому заводу, переводящемуся сюда из Москвы. Около этого здания был заложен фундамент другого здания, а именно здания школы рабочей молодежи. Первым, самым необходимым для нового города, в котором будут жить около шестидесяти тысяч человек, является электричество, поэтому недалеко от здания техникума уже закончена постройка первой электрической подстанции, являющейся только отдельным звеном в целом цикле таких же подстанций.

Будущий промышленный район должен быть связан с железной дорогой, поэтому строители в первую очередь занялись постройкой железнодорожной ветки, соединяющей западную промышленную зону с Октябрьской железной дорогой. И мы увидели много бульдозеров, которые готовили насыпь для будущей железной дороги, а впоследствии, когда стали уходить из Крюково, то увидели и первые сотни метров рельсов, проложенных по основанию будущей трассы.

Основной проблемой, стоявшей в то время перед строителями города, была проблема воды. Напоить и обеспечить водой большой промышленный город оказалось очень нелегким делом. В районе станции Крюково нет проточных речек или водоемов (за исключением грязноватого озера неподалеку от Октябрьской железной дороги), вода которых могла бы быть использована для питья. Поэтому строители сразу же принялись за бурение нескольких колодцев, которые бы дали воду городу. Бурение первого такого колодца (одного из одиннадцати) мы и наблюдали в западной промышленной зоне.

Все виденное в городе-спутнике нас очень поразило, но еще больше нас поразило то, что на всей территории строительства не видно ни одного барака, где бы жили рабочие, за исключением тех, которые предназначаются для хранения спецодежды, инструментов и некоторых материалов. Но нам объяснили, что рабочие пока живут или в Москве, или в поселке Крюково, но впоследствии они будут жить во время строительства в помещениях школы и техникума. Это сделано для того, чтобы не загромождать территорию строительства временными бараками, которые в конце концов становятся постоянными.

Тогда, когда мы пришли на строительство города-спутника, было построено еще немного, нас поразили те огромные перемены, которые мы увидели, когда вновь осенью того же года пришли в район маленькой станции Крюково, которая стала теперь известна на всю страну

* * *

Когда мы приехали осенью на стройку города-спутника, то мы с трудом узнавали места, где были летом. Отдельные части стройки соединили шоссейные дороги, выросли новые здания, а столовая, которую мы убирали летом, уже работала. В школе будут светлые просторные классы, два больших зала: физкультурный и актовый, а также бассейн. Перед школой разобьют сад. По такому проекту будут строиться все школы Советского Союза. Это первая школа, построенная по этому проекту. Окончили постройку бетонного завода, магазина, столовой, к западной промышленной зоне уже подведена железная дорога. Мы снова встретились с прорабом СУ — 7 Сомовым. Он рассказал нам обо всех изменениях, которые произошли на стройке. На стройке мы познакомились с двумя бригадами строителей-каменщиков. Эти бригады борются за звание бригад коммунистического труда. Бригадиры этих бригад Аверченко и Коркин не раз получали благодарности за хорошую работу.

Они значительно перевыполняют плановые задания. Строители в этих бригадах, главным образом, приехали по комсомольским путевкам. Все комсомольцы учатся в вечерней школе. Очень многие живут в Москве и приезжают каждый день на работу, на стройку, иногда приходится тут же и ночевать. Аверченко, бригадир одной из бригад, борющихся за звание бригады коммунистического труда, побывал в Венгрии с целью передачи передового опыта. Пока ни одна из бригад не может опередить другую.

Так же, как и другие группы, мы принимали участие в работе на стройке. Мы размечали красную линию для прокладки главной магистрали и грузили дерн. За уборку столовой получили благодарность.

Осенью копали ямы под яблони.

3 отряд 353 школы.

Летописные записи учеников школы №613 за май 1963 г.

Нам было поручено узнать первых строителей г.-спутника, который сейчас получил название Зеленоград.

В город мы приехали в 9 часов утра. В милиции нам указали дома, которые были первыми заселены (125 корпус, 130, 118, 122).

Самыми первыми жителями этого города были строители, демобилизованные воины и учащиеся строительных училищ. Они были направлены как лучшие комсомольцы на строительство г. Москвы.

Мы зашли в корпус 125, квартиру 5. Там мы познакомились с Николаем Григорьевичем Зазуевым. Он нам рассказал о себе. На строительство города он приехал по комсомольской путевке. Приехал в 1960 г. Работает сейчас шофером в строительном управлении №138. Он учится в 8 классе в школе рабочей молодежи. Также одним из первых жителей был Петр Шураев, бригадир-сантехник. Работает он в строительном управлении №138, 10-го треста. В его бригаде работает 10 человек.

Вторую квартиру мы посетили №36, где живут девушки. Здесь мы познакомились с маляром Ритой Доброскок и крановщицей Ниной Кушиновой. До этого Рита жила в Можайске, а Нина в Брянске. Приехали они на стройку, окончив строительное училище, в 1960 г. 8 января. Сначала приходилось трудно: вода находилась далеко, работала одна столовая, поэтому иногда не успевали пообедать. Работали девушки в бригаде, состоящей из пятнадцати человек, бригадиром которой была Екатерина Андреевна Подкуйко. Эти девушки принимали участие в строительстве более 50 домов. Нина Кушинова сейчас заочно учится в строительном техникуме.

Когда мы пришли в общежитие, то мы увидели, что это обыкновенная трехкомнатная квартира. В одной из комнат есть балкон. В каждой комнате живут по два человека. Комнаты большие и светлые. Ни одно окно не выходит на северную сторону.

Молодежь жалуется на то, что в городе нет ни клубов, ни кинотеатров, поэтому приходится из города идти в деревню посмотреть кино или потанцевать. Но они надеются, что в скором будущем все это будет и будут приходить из деревни в город.

Мы все это рассказали о первых строителях этого города. Мы решили посетить первую семью этого города. Зашли в корпус 118, квартиру №6. Там проживает Булатов Сергей Борисович со своей семьей: женой Евгенией Максимовной, которая сейчас работает по озеленению, и сыном Борисом, которому 5 лет. Боря ходит в первый новый детский сад, который строил его папа. Сергей Борисович работает участковым механиком. Он был назначен в Москву на работу по комсомольской путевке. Пять лет он проработал в Москве, потом его направили на стройку «спутника», где он получил отдельную двухкомнатную квартиру. Квартира со всеми удобствами. Очень оригинальный пол, на кухне стоит электроплита, в комнате скрытая проводка.

В городе живут очень хорошие, отзывчивые люди. Учащиеся 8 кл. «Б»: Емчинова М., Шабанова И., Сычева П., Нагибина И., Иванова М., Гутман, Ласкина Лариса, Захариди Татьяна.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Экспедиционный отряд №9 школы №619 Бауманского района прибыл на территорию строительства города-спутника 8/VI-1959 г. С отрядом беседовал заместитель начальника управления. Проведена обзорная беседа у плана города. Отряд прошел экскурсией по территории будущего города и был ознакомлен со строящимися объектами. Участники похода фотографировали объекты, записывали летопись города, знакомились со строителями города.

Отряд оставил хорошее впечатление организованности и честности в выполнении заданий. Отряд работал по изготовке разметки и затем под руководством старшего инженера прокладывал красные линии по проезду № 4805.

Отряд также оказал помощь комсомольской стройке моста через Москву-реку и два дня работал на погрузке дерна.

От имени начальника управления строительства объявлена благодарность всем участникам похода и пожелания им успехов в учебе.

Начальник геодезического отдел управления строительства города спутник.

Н.Пахомов. 12 июня 1959 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Экспедиционный отряд №3 школы №353 Бауманского района прибыл на территорию строительства города «СПУТНИК» 15/IХ- 1959 г. С отрядом беседовал т. Лищинский. Тов. Пахомов ознакомил ребят с достижениями строителей за период от II/VI-59 г. по 15/IX-59 г.

Участники похода зарисовали объекты, фотографировали строителей, записывали беседы с ними, познакомились с бригадой, борющейся за звание бригады коммунистического труда.

Отряд оставил хорошее впечатление организованности и честности в выполнении заданий. Работал по рытью ям для посадки плодовых деревьев. Было вырыто 12 ям.

От имени управления строительства объявлена благодарность всем участникам похода и пожелание им успехов в учебе.

Начальник геодезического отдела управления строительства города. Н.Пахомов.

Вы познакомились с рукописными записями школьников и отзывами о их деятельности. А вот официальные документы.

В нашем музее хранятся их ксерокопии. Мы решили опубликовать полный текст с тем, чтобы у читателя возникло полное представление о времени и характере документов.

Еще по теме:

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.