В декабре 1941 года на земле нашего города шли ожесточенные бои. Территорию от 40-го километра Ленинградского шоссе до «Красного Октября» (современные 11 и 12-й мкрн) обороняла 354-я стрелковая дивизия. На месте современных 8, 9, 10-го мкрн оборону держала 8-я гвардейская стрелковая дивизия им. И.В.ПАНФИЛОВА.
Слава этой дивизии рождалась еще в октябре-ноябре 1941 года в упорных боях под Волоколамском, у разъезда Дубосеково.
Дивизия вначале имела другое имя — 316-я стрелковая. Она была сформирована в Средней Азии, в Алма-Ате. Командир дивизии — участник гражданской войны, бывший военный комиссар Киргизской ССР генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.
За проявленные героизм и мужество в битвах на подступах к Москве указом Президиума ВС СССР от 17 ноября 1941 года 316-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и переименована в 8-ю гвардейскую дивизию. На следующий день после издания указа, 18 ноября, близ дер. Гусенево, на наблюдательном пункте, осколком разорвавшегося снаряда был смертельно ранен ее командир И.Панфилов. Он погиб как боевой генерал — на передовой. Заслуга И.Панфилова заключалась в том, что он принял ряд мудрых решений по участию дивизии в мелких стычках с противником, выигрывая этим так необходимое время, сохраняя жизни солдат. Он правильно организовал оборону, остановил врага и подготовил условия для дальнейшего контрнаступления. Ему, герою Московской битвы, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.
23 ноября приказом Наркома обороны И.СТАЛИНА дивизии было присвоено имя генерал-майора Панфилова, и все бойцы дивизии стали называться панфиловцами. Панфиловцы героически сражались за Крюково. В честь этих бесстрашных людей, их массового героического подвига одна из главных улиц нашего города носит их имя — Панфиловский проспект.
1 декабря в район пос. Крюково с истринского направления вышли две танковые дивизии вермахта. Панфиловцам довелось испытать здесь наиболее сильные удары противника. Снаряды и мины рвались на улицах. Удержать Крюково не удалось. В 14.00 на станцию ворвались 27 танков противника, поддерживавших атаку двух батальонов пехоты. Обескровленным подразделениям Панфиловской дивизии и танковой бригады Катукова пришлось отступить на восток. Линией фронта условно можно было считать линию железной дороги. Противник достиг озера Водокачка (ныне Школьное). Платформа Малино и соседние с ней кирпичные заводы находились в наших руках.
Крюково стало головным опорным пунктом врага, вклинившегося в нашу подмосковную оборону. Предстояли тяжелые бои. Заняв этот район, гитлеровцы начали возводить укрепления, организовывать огневую систему. Мерзлый грунт не позволял рыть окопы и блиндажи. Поэтому фашисты стали приспосабливать под свои огневые средства здания. В домах, под полом, они рыли укрытия и устанавливали тяжелые пулеметы и противотанковые пушки. Окна служили амбразурами. Гитлеровские солдаты проламывали стены, настилали поверх пола накат из бревен и засыпали землей. Пулемет и орудие могли вести огонь даже в том случае, если здание охватывало пламенем пожара. С каждым днем в Крюково фашисты подбрасывали дополнительные силы, новые огневые средства. Особенно много было сосредоточено противотанковых пушек. Некоторые танки немцы приспособили к ведению огня с места, располагая их в засадах и маскируя постройками. Помимо сосредоточения танков, пехоты, большого количества огневых средств, они еще заминировали основные подступы к поселку.
«Немцы придавали крюковскому плацдарму, — вспоминал командир 1-й гвардейской танковой бригады генерал-майор (впоследствии маршал бронетанковых войск) М.КАТУКОВ, — большое значение. В надежде, что, отсидевшись в обороне и сосредоточив силы, им снова удастся перейти в наступление, они держали в этом районе 35-ю пехотную и 5-ю танковую дивизии. В самом Крюкове, по данным нашей разведки, у них было 60 танков».
Учитывая огромное значение Крюкова как важного узла при наступлении на Москву, командарм 16-й армии К.РОКОССОВСКИЙ приказал командиру Панфиловской дивизии В.РЕВЯКИНУ в ночь на 3 декабря освободить Крюково.
С наступлением темноты Панфиловская дивизия и танковая бригада Катукова атаковали противника с южной окраины поселка.
Встретив упорное сопротивление, наши части к 16.00 лишь вышли к южной окраине станции. Бои продолжались непрерывно. Утром 4 декабря во весь голос заговорила наша артиллерия. Как только огонь артиллерии был перенесен в глубь обороны противника, гвардейцы-панфиловцы в сопровождении танков пошли вперед. Но атакующим удалось пройти всего сотни две метров. Немцы засыпали их снарядами и минами, прижали к земле свинцовым ливнем. Атака захлебнулась. Пришлось отойти в исходное положение.
В ночь на 5 декабря войска вновь ринулись в бой и вновь понесли тяжелые потери. В батальонах гвардейцев осталось не более 70-80 человек, а танкисты потеряли 9 боевых машин. С рассветом сражение продолжилось с прежней силой. Но и в эти сутки в районе Крюкова нашим частям так и не удалось продвинуться вперед.
Тогда для освобождения Крюкова была создана оперативная группа в составе Панфиловской дивизии, 44-й кавалерийской дивизии с двумя артиллерийскими полками и двумя дивизионами «катюш», 17-й стрелковой бригады. Группу усилили артиллерией и поддерживали авиаполками ночных бомбардировщиков. Общее руководство оперативной группой было возложено на В.Ревякина.
Гвардейцы наступали во взаимодействии с танкистами 1-й гвардейской танковой бригады генерал-майора М.Катукова. Непосредственно на ст. Крюково наступал 1073-й стрелковый полк Панфиловской дивизии, которым командовал ст. лейтенант Баурджан МОМЫШ-УЛЫ, а комиссаром был Петр Васильевич ЛОГВИНЕНКО. Когда командира полка тяжело ранило, Логвиненко взял командование полком на себя.
4 и 5 декабря воины-панфиловцы несколько раз бросались в атаки, переходившие в рукопашные схватки. Особенно ожесточенно дрались в самом поселке — за каждый дом, улицу, переулок. Отдельные участки поселка по нескольку раз переходили из рук в руки. Все понимали, что поселок и ст. Крюково являлись ключевым звеном, взятие которых давало возможность фашистским войскам выйти на ближние подступы к Москве и перерезать шоссе Москва — Ленинград, захватить Октябрьскую ж/д. В результате — ожесточенность схваток, упорство, мужество как с одной, так и с другой стороны.
Опыт первых неудачных атак был учтен во время нового наступления. 7 декабря наши войска изменили тактику. Вперед шли группы из 5-6 бойцов — истребителей танков, они были вооружены ручными и противотанковыми гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Под покровом ночи эти группы подползали к поселку со всех сторон. Они уничтожали неприятельские танки, поджигали здания, выкуривая из них фашистов. Вслед за ними действовали другие подразделения.
А в 10.00 после 15-минутной артподготовки все войска оперативной группы перешли в наступление.
Командарм 16-й армии К.Рокоссовский вспоминал: «В наступление наши войска перешли без всякой паузы. В районе… Крюково бои вообще не прекращались, причем они носили особенно ожесточенный характер».
Сражение проходило в условиях рано наступившей зимы. Выпал глубокий снег, стояли морозы, в период с 5 по 7 декабря, в первые дни объявленного по всему фронту контрнаступления, они доходили до 30-38 °С. Правда, 8 декабря, будто от жарких боев, наступила оттепель.
8 декабря, к ночи, Крюково было полностью освобождено от фашистов.
Когда после войны в наш город стали приезжать ветераны, они поведали об одном из свидетелей боев — кирпичной железнодорожной баньке.
Участник боев за Крюково Д.ПОСИК, панфиловец И.ЩЕКАТУРОВ и другие ветераны рассказывали, что возле баньки текла речка крови. В конце перронов, у перехода, убитые лежали друг на друге в пять рядов.
Здание этой бывшей баньки существует и поныне в 8-м мкрн, рядом с корпусом 836 (одноэтажное здание в три окна с фасада).
Когда начал строиться город, останки погибших воинов находили не раз. Это были и те, кто остался лежать в блиндажах, траншеях, окопах. И те, кто был захоронен в мелкие братские могилы, сравнявшиеся с землей. Их находят до сих пор. Для них зарезервировано место на городском кладбище.
Город построен на крови и костях тех, кто положил жизни свои, отстояв столицу в грозном 41-м, остановив фашистские войска на этом рубеже. Не зря наш город вначале хотели назвать Панфилов.
Несколько воинских мемориалов, связанных с нынешним Панфиловским районом:
- братская могила в 10-м мкрн, рядом с универсамом. Захоронено 17 воинов. Открыта в декабре 1981 года;
- братская могила на городском кладбище. Сюда перенесены останки двух неизвестных солдат, найденные во время строительных работ в 8-м мкрн. Памятник «Солдатские звезды» (архитектор Г.СТИСКИН) установлен у входа на кладбище в 1978 году;
- братская могила в д. Малино;
- могила красноармейца в 11-м мкрн, безымянная. Одиночное захоронение декабря 1941 года.
На привокзальной площади ст.Крюково, по свидетельствам ветеранов, в братской могиле покоятся останки около 1500 бойцов (на памятнике 38 фамилий).
Подготовил А.Шерстюк