Это название мне захотелось дать своему очерку, когда, по установленной традиции, я стала готовить документы для очередной публикации в сборнике трудов музея. Мне кажется, что именно слово «рождение» правильнее употребить, чтобы отразить суть изложенного в предлагаемом читателю документе: «Летопись строительства первого города-спутника Москвы в районе ст. Крюково», которую писали школьники Бауманского района столицы на протяжении нескольких лет с 1959 по 1963 г. Документ получился архиинтересный. По сути, это дневниковые записи, которые вели школьники в обычных ученических тетрадях, когда ходили в походы, встречались с первыми архитекторами, строителями, жителями города. Сейчас, спустя 40 лет, читать эти тетради (а их в музее хранится 11) не просто интересно, а познавательно и увлекательно. Они являются источниками, которые позволяют уточнить некоторые спорные факты.
Школьники узнали о строительстве города-спутника весной 1959 г. Тогда об этом писали почти все газеты. У нас в музее, например, хранится газета «Правда» от 22 февраля 1959 г. со статьей Ю.Соловьева «Первый город-спутник Москвы». По первоначальным планам (что, кстати, отмечают в своих дневниках и школьники) в нашем городе планировалось создание легкой промышленности, а вовсе не центра микроэлектроники с особым режимом секретности. Предполагалось, что из Москвы будут выведены 43 предприятия, построят полиграфический комбинат, часовой завод. Обо всем этом ребята узнали «из первых уст» на встрече с главным архитектором города Игорем Евгеньевичем Рожиным в мастерских «Моспроекта», где «рождался» Зеленоград.
Сейчас можно только удивляться, с каким интересом и энтузиазмом приняли ребята обращение Дома комсомольцев-школьников Бауманского района, в котором для учеников школ №№ 330, 336, 349, 353, 610, 613, 619 была предложена экспедиционная тема с заданием, составить летопись строительства первого города-спутника. Школьники начали готовиться к походам. Об этом узнали в «Литературной газете», и их пригласили в редакцию, где 23 мая 1959 г. они встретились с главным архитектором Института Генерального плана Москвы Николаем Николаевичем Улласом. Он рассказал о том, как будет благоустраиваться Москва в ближайшие годы. В редакции юным краеведам выдали путевки-задания на проведение экспедиционного исследования по теме «Города-спутники Москвы». Две такие путевки хранятся в фондах нашего музея[1], копию одной из них мы публикуем на страницах настоящего сборника.
У подрастающего поколения может возникнуть вопрос: почему города называли спутниками? Дело в том, что планировалось построить несколько городов, которые окружали бы Москву, как спутники, вращающиеся вокруг планеты. Строились такие города-спутники с целью расселения столицы. Это строительство в начале 1960-х гг. активно популяризировалось. В свое время был снят кинофильм «Взрослые дети», в котором главные герои — молодые архитекторы — проектировали город-спутник в районе станции Крюково.
Итак, города еще нет. Он только в проектах архитекторов. А на местности геодезисты размечают территорию, рабочие прокладывают коммуникации, то есть ведутся подготовительные этапы строительства. А наши ребята уже приступили к написанию летописи. Они начали с обращения к будущим жителям нового города, который воспринимался ими как город будущего и часто назывался коммунистическим. Это письмо адресовано всем зеленоградцам, его можно прочитать в нашем сборнике.
В летописи подробно описываются многочисленные походы, по результатам которых юные следопыты отправляли донесения в редакцию «Литературной газеты». Школьники приезжали в строящийся город на несколько дней, летом жили в палатках, зимой — в школе в деревне Ржавки или других помещениях, которые им выделяли. Приведем выписку из дневника:
«3 января 1961 г. По прибытии в город Спутник мы убедились, как пока трудно с жильем в этом городе. На 24 человека предоставили две маленькие холодные комнатки, 4 которых мы разместились с большим трудом»[2].
Помимо дневниковых записей было сделано много фотографий, схем, которые в большинстве своем также были переданы в наш музей. Детские записи, конечно, не официальные документы, иногда можно и усомниться в их достоверности. Но вот, к примеру, одна из записей:
«Интересно, кто пришел на стройку первым, кто здесь все начинал? Оказалось, что приказом №1 на строительство был назначен начальник геодезического отдела Николай Николаевич Пахомов. Николай Николаевич приветливо нас встретил, многое рассказал. Но прежде мы хотим рассказать о нем.
Николай Николаевич Пахомов родился в 1906 г. в Курской области. Учился в средней школе, а затем в институте, который окончил в 1930 г. Работал на строительстве 1-й очереди метро и частично на 2-й: В 1937 г. поступил в трест строительства набережных Дорожно-мостового управления на должность инженера-инспектора. Во время войны работал на восстановлении Новокраматорского машиностроительного завода. После окончания войны был откомандирован в Управление дорожно-мостового строительства. С 1950 г. работает в институте «Дормостпроект» в должности начальника отдела геодезических изысканий, а в 1958 г. переведен в той же должности в Управление строительства нового города»[3].
Возможно, Н.Н.Пахомов и не был самым первым строителем города, но то, что он на протяжении всей экспедиционной работы школьников как бы курировал их, это несомненно. Его фамилия упоминается при описании почти каждого похода. Однажды дети ночевали у него в кабинете[4]. Его называют «старым знакомым», о чем свидетельствует следующая запись:
«5 января 1960 г. В 10 часов прослушали небольшую лекцию нашего старого знакомого Николая Николаевича Пахомова. Здесь мы узнали, что в 1960 г. будут сданы в эксплуатацию пожарное депо, бетонно-растворный завод, котельная в западной зоне, автозаправочная станция, электростанция 35 квт, узел №1 артезианского водоснабжения… Строительные работы по сооружению этого объекта ведет трест Мостстрой №21. Возглавляет работы бригадир тов. Леонтьев»[5].
В фондах сохранилась фотография тех лет, видимо с «Доски почета», Лауреата Государственной премии А.Н.Леонтьева — бригадира комплексной бригады СУ-7, борющейся за звание бригады коммунистического труда (было в то время такое движение).
Упоминают в своих дневниках ребята и других бригадиров: П.А. Аверченко, Д.С. Коркина, К.Е. Величко, Е.И. Шмелева, а также рассказывают о простых строителях, которые приехали в большинстве своем по комсомольским путевкам. Одна дневниковая тетрадь полностью посвящена бригадам, которые на строительстве города-спутника боролись за звание бригады коммунистического труда.
Работали на строительстве и сами ребята; грандиозность задуманного не могла их оставить равнодушными. Приведем некоторые выдержки из записей школьников школы №619:
«5 января 1961 г. В прошлый приезд учащиеся нашей школы участвовали в разметке проезда №4805. Теперь это замечательное автомобильное шоссе. Полностью выстроено ремесленное училище швейников. Закончено строительство подземных коммуникаций в 1-м микрорайоне. Строительство 1-го микрорайона в этом году будет полностью закончено и он будет заселен… До свиданья, город Спутник! В мартовские каникулы мы снова будем у тебя в гостях. Мы с тобой сроднились. В твоем огромном строительстве есть очень маленькая, очень крохотная, но наша частица тру-да…»[6].
Также эмоционально и почти теми же словами пишут школьники школы №310:
«10 июня 1961 г. Мы тоже хотим помочь рабочим, чтобы хоть маленькая частичка нашего труда была бы вложена на благоустройство этого города. Нам роздали лопаты, и мы раскидывали землю на газонах около одного из интернатов. Было очень жарко, все немножко устали, но были очень довольны».[7]
Уже хорошо нам знакомый Николай Николаевич Пахомов давал характеристики экспедиционным отрядам по результатам работы. У нас сохранились две копии подобных характеристик, которые мы приводим полностью. Также полностью мы решили опубликовать записи двух дневниковых тетрадей. Первая тетрадь написана в 1959 г. учениками школы №336. Вы прочтете, какие были первые детские впечатления от увиденного на стройке. Вторая тетрадь не менее интересна. Это последний дневник, написанный в мае 1963 г., когда ученики 8 «Б» класса школы №613 получили задание узнать о первых жителях города.
На этом летопись прекратилась. То ли ребята посчитали свое задание выполненным, то ли ситуация изменилась из-за того, что город стал закрытым. Но за 1962-1963 гг. у нас сохранился лишь один дневник, как уже говорилось, самый последний в летописи.
Записи последнего дневника начинаются с упоминания уже нового названия города — Зеленоград. Это имя было присвоено 15 января 1963 г. И здесь мы единодушно на заседании редакционной коллегии посчитали необходимым привести в данном сборнике основные законодательные документы о создании нашего города, хотя должны признаться, что в фондах музея хранятся лишь ксерокопии или выписки из этих документов. Перечислим их в хронологической последовательности:
- Постановление Совета Министров СССР от 3 марта ]958 г. №248 «О строительстве нового города в пригородной зоне Москвы, в районе ст. Крюково Октябрьской железной дороги».
- Решение Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 15 января 1963 г. №3/25 «О вновь строящемся населенном пункте в районе ст. Крюково Октябрьской железной дороги. (Присвоить наименование Зеленоград)».
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1963 г. №731/1 «О преобразовании населенного пункта Зеленоград пригородной зоны города Москвы в город районного подчинения».
- Решение Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 25 января 1963 г. №5/3 «О преобразовании населенного пункта Зеленоград пригородной зоны Москвы в город районного подчинения».
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 февраля 1965 г №73/11 «О передаче г. Зеленограда в подчинение Московскому городскому Совету депутатов трудящихся».
Таким образом, жители города-спутника стали москвичами, а Зеленоград вскоре — самостоятельным районом Москвы. В фондах музея есть два уникальных документа: паспорта одних из первых жителей молодого строящегося города[8]. В них указывается место прописки: «Ст. Крюково «Спутник». Вернее, указывается только в одном паспорте. При более внимательном рассмотрении эти паспорта оказались весьма любопытными. Уже то, что они попали на хранение в музей, — факт исключительный. В конце 1970-х гг. проходил обмен паспортов, и по правилам, в то время очень строгим, старые документы подлежали уничтожению. Здесь надо сказать спасибо владельцу паспорта Василию Владимировичу Григорьевскому, который смог добиться того, чтобы документы попали в музей. Дело в том, что Василий Владимирович в то время создавал один из интересных музеев в городе — музей завода «Ангстрем», который был открыт в 1977 г., а В.В.Григорьевский стал его первым директором. Поэтому он понимал, какой интерес для истории и будущих поколений представляют паспорта с редкой записью о прописке. Но одного понимания бывает мало. Наверняка ему пришлось воспользоваться и своими былыми заслугами. Ведь ранее он был кадровым военным, служил во внутренних и пограничных войсках на различных командных должностях. За безупречную службу и выполнение спецзаданий ему было присвоено звание «Заслуженный работник МВД СССР». Ему и разреши-, ли оставить паспорта (многократно проколотые дыроколом) для передачи в музей.
А теперь давайте внимательно рассмотрим эти документы. Нас более всего интересует страничка, где указывается место прописки. И вот она — загадка для исследователя. В паспорте Василия Владимировича указано: «Ст. Крюково «Спутник», а его жены Валентины Ивановны — «г. Зеленоград». Может быть, отметка в паспортах сделана в разное время? Нет, даты совпадают, то есть записи сделаны в один день: 7 января 1963 г. и в одном отделении милиции — №94. Правда, в паспорте у Василия Владимировича выбита дыроколом предпоследняя цифра года прописки вместе с номером квартиры, но нет сомнений, что это 1963 г. Кто внимательно читал статью или успел прочитать законодательные Постановления, наверное уже заметил одно значимое несоответствие. Название Зеленоград наш город получил 15 января 1963 г., то есть через неделю после отметки, сделанной в паспортах четы Григорьевских. Как же могла появиться эта опережающая события запись в паспорте Валентины Ивановны? Видно, что почерк у заполняющих паспорта был разный, то есть отметки делали разные люди, это подтверждают и разные подписи. Возможно, кто-то слишком поторопился. Ведь в милиции могли знать о готовящемся решении или даже имели какой-то предварительный документ. Несомненно, что именно в городе-спутнике готовились документы о новом названии — Зеленоград, которые потом были переданы в Моссовет для окончательного решения. Тем не менее, теперь мы можем только догадываться, почему сотрудники одного и того же отделения милиции в один и тот же день сделали совершенно разные записи, одна из которых явно противоречила реальному положению дел. А может быть, эти сотрудники живы и здоровы, смогут откликнуться и прояснить ситуацию? Мы были бы им очень благодарны. А паспорта займут достойное место в новой экспозиции музея, посвященной 40-летию города. Эти документы интересны не только сами по себе — интересны их владельцы. Василий Владимирович до самой смерти (31 декабря 1994 г.) был бессменным директором музея завода «Ангстрем». 25 лет он возглавлял совет ветеранов Зеленограда. Валентина Ивановна была первым главным врачом городской больницы №3, которая и строилась под ее руководством. Многие годы она избиралась депутатом Зеленоградского городского Совета депутатов трудящихся.
Есть в фондах музея документы о первых архитекторах города, первостроителях, в том числе фотографии, что и будет использовано при создании новой экспозиции.
В.Н.Беляева