Прасковья Садкова, озираясь по сторонам, тайком собирала в мешок картофелины на колхозном поле. Дома её ждала орава детей — трое своих да столько же она взяла в свою семью после смерти родной сестры ещё перед войной. По карточкам иждивенцам полагалось всего 200 г хлеба в день. Хорошо, что старшая дочь, Лида, работала, и поэтому у неё хлебная норма была аж 800 грамм — целый кирпич! Но всё равно семья жила, как и большинство вокруг, впроголодь. И Прасковья, набрав пару вёдер, поспешила в сумерках домой. Но бдительные колхозные сторожа заприметили одинокую фигурку, согнувшуюся под тяжестью украденной картошки. Несмотря на материнские слёзы, отвели женщину в милицию. А на следующий день и суд состоялся. Дети плакали, видя свою маму в окружении конвоя. Приговор — 2 года, которые отбывать её увезли в Белые Столбы…
Поможем вашему горю
И пятеро детей повисли, как говорится, на плечах 17-летней Лиды. Кстати, четыре старших брата и две двоюродные сестры были на фронте. Лида тоже в начале войны атаковала военкомат: возьмите в армию, хочу бить фашистов! Но военком отказал: «У вас и так вся родня воюет, а вы старшая в семье, кормилица». Пришлось девушке устроиться на работу в ж/д цех Орехово-Зуевского завода «Карболит» старшим кондуктором-сцепщицей. Трудилась в паре с начальником — главным кондуктором, который не просыхал от водки и обращался с Лидой просто издевательски: матом крыл, заставлял делать манёвры, что не входило в обязанности девушки. Нередко часа в 2 ночи доводилось ей и жезл носить бегом на станцию для передачи на другой паровоз. А однажды зимой Лида во время манёвров решила сама перевести стрелку. То ли недостаточно плотно нажала ручку с грузом (тогда стрелки были не автоматические), то ли стрелка была не очищена от снега и плохо прилегла, но паровоз сошёл с рельсов. Целые сутки его не могли поднять. А в котельную вовремя не завезли топливо — торф. Короче, произошло настоящее ЧП — срыв плана. А во время войны за 15-минутное опоздание на работу судили. Пошли слухи, что Лида это сделала умышленно. Слава богу, увидел девушку в слезах заместитель завода, успокоил:
— Не переживай и слёзы ручьями не лей. А горю твоему поможем…
В общем, спас он Лиду от тюрьмы. И до сих пор Л.Волошина с благодарностью вспоминает этого человека. А за тот период работы наша геро иня имеет звание участницы трудового фронта в годы войны.
Первый поцелуй
Трудновато пришлось Лиде самой растить и содержать 5 детей. Соседи говорили: «Отдай их в детдом, там хоть с голода не умрут, да и ты живой останешься». Но как можно было на такое решиться? Выручила дальняя родственница, тётя Маруся: пришла жить в семью к Лиде и стала присматривать за детьми.
А вскоре, для усиления рубежей Москвы, из Ленинграда прибыл в Орехово-Зуево гвардейский полк. И в дом Садковых на постой были направлены несколько солдат со старшиной Григорием Александровым, санинструктором Анатолием Власовым и комбатом. Они называли Лиду сестрёнкой, так как были старше её на 10-12 лет. Воины помогали хлебом, тушёнкой, куском мыла или списанной рваной простынёй.
— Гриша был весельчак и балагур, а Анатолий постоянно грустил. У него в Ленинграде после вражеской бомбардировки погибли жена и двое детей. Как-то зимой он взял меня с собой в Москву. Ехали в грузовике. Холод был страшный. Анатолий укрыл мне ноги полушубком, а мои ладони согревал своим дыханием. А потом сказал: «Девочка моя, вот закончится война, я приеду к тебе и женюсь. Не возражаешь, что я на 11 лет старше тебя?» И поцеловал меня. Позже полк ушёл на фронт. Мы переписывались. А в 1943 году Гриша прислал мне похоронку на Анатолия, написал, что тот вместе со всем медсанбатом погиб во время боя…
В 1946 году старшина Александров стал мужем Лиды. Теперь самое время сообщить читателям, что она ещё с 13 лет начала писать стихи. И воспоминания о той поездке в грузовике вылились у неё в маленькую лирическую поэму, которая заканчивается такими строчками: Он до сих пор в моих глазах Стоит в тулупе из овчины, И ощущаю на губах Тот первый поцелуй в машине…
Надо жить на полную катушку!
Лидии Кузьминичне удалось закончить только 7 классов. С 1946 года она стала работать на «Карболите» шлифовщицей. Потом — культработником в доме отдыха «Сосновый бор», официанткой, а затем и директором вагона-ресторана. В Зеленограде успела потрудиться в 3-м ЖЭКе, а позднее — заведующей складом конторы механической уборки. Согласитесь, что должности она занимала разные. К тому же в эти годы она по-прежнему писала стихи, вступила в ряды музыкально-поэтического салона «Свеча и Гроздь», является руководителем самодеятельной группы «Сударушка» ЦСО «Зеленоградский». Лидия Кузьминична — непременный участник различных творческих конкурсов. Она — яркий, самобытный тамада. Шутка ли, провести 42 свадьбы, к которым сама писала сценарии, а к каждой свадьбе шила себе новые красочные костюмы! В 2004 году Лидия
Волошина выпустила книгу «Бабушкины глаголы», в которой на 100 страницах собраны её лучшие стихи, юморески и зарисовки в прозе.
Секрет её таланта — в умении общаться с людьми, подмечать житейские детали, прислушиваться к русскому языку. И… открытость души. Я долго раздумывал, как назвать этот небольшой рассказ о Л.Волошиной: неугомонная? активная? жизнерадостная? А она ответила мне просто:
— Я — удачливая! Может, ещё и потому, что даже на пороге своего 80-летия живу на полную катушку!