Недавно на стене корп. 1103 появилась памятная доска: «Здесь с 1993 по 2003 гг. жил Герой Советского Союза Виктор Александрович Малышев».
В 2003 г. В.Малышев умер, сейчас в этом доме живет его внук, Алексей Валерьевич Балтийский, который бережно хранит публикации, касающиеся деда.
Виктору Малышеву был всего 21 год, когда он, окончив курсы младшего командного состава в воздушно-десантных частях, попал на Карельский фронт. Он, гвардии сержант, был командиром отделения в 300-м стрелковом полку 99-й гвардейской стрелковой дивизии. В те дни как раз заканчивалась подготовка наступательной операции по освобождению Карелии. 12 бойцов из 300-го гвардейского даже не предполагали, какую роль им суждено было сыграть.
Нашим войскам предстояло форсировать р. Свирь. Противник хорошо подготовился к бою: было возведено два рубежа обороны. Первый, глубиной три километра, состоял из трех линий траншей полного профиля и тянувшихся вдоль переднего края проволочных и минных заграждений, установленных непосредственно у берега и даже в воде. На участке прорыва были разведаны 52 огневые точки врага, в том числе 21 дзот, приспособленные к ведению перекрестного, фланкирующего и отсечного огня. Второй оборонительный рубеж включал в себя опорные пункты, сооруженные в удобных для этого узких местах — на заболоченных полянах, просеках. Все подступы к ним были буквально начинены минами.
Однако у командования не было уверенности, что разведаны все огневые точки и во время подготовки наступления удастся подавить огневую систему врага.
Было решено организовать ложную переправу: она должна была вызвать на себя огонь, заставить «заговорить» все неподавленные точки противника, дать возможность нашей артиллерии засечь их и уничтожить до проведения настоящей переправы.
Вызвать огонь на себя предстояло 12-ти добровольцам из 300-го гвардейского полка. Бойцов честно предупредили, для чего создается группа и что шансы выжить очень малы.
Виктор Малышев стал одним из 12-ти смельчаков, вызвавшихся в группу смертников. Он вырос на Волге, хорошо плавал. Для ложной переправы были изготовлены плоты с сидящими на них чучелами солдат. На три десантника приходился один плот. Прикрываясь им, бойцы должны были буксировать его впереди себя к вражескому берегу. Плыть предстояло в сапогах и обмундировании. У каждого был автомат с шестью кассетами и по 720 патронов.
21 июня 1944 года, в 7.40 утра, началась артиллерийская подготовка, длившаяся три с половиной часа. За 15 минут до прекращения огня 12 храбрецов начали ложную переправу. На них обрушился шквал огня из всех уцелевших орудий врага. В тройке Малышева плот был разбит прямым попаданием финского снаряда еще на берегу. Бойцам пришлось просто броситься в воду и плыть под непрекращающимся огнем противника.
Сильное течение Свири сносило бойцов к Ладоге, тяжелое снаряжение тянуло ко дну, стальные каски не давали возможности поднять голову из воды. Создавалось впечатление, что плывут одни каски. Но смельчаки плыли, преодолевая сильное течение. Финны видели, что люди живы и плывут к северному берегу. Огонь усилился, вода вокруг кипела от мин, пуль и снарядов. Но добровольцы выполнили задачу — заставили финнов открыть запрятанные огневые точки.
Бойцам удалось живыми добраться до берега, они ворвались в первую траншею, которая была нашпигована минами. Их словно оберегал ангел-хранитель: никто из 12-ти смельчаков на минах не подорвался.
Через некоторое время десантному взводу Малышева пришлось залечь у просеки: откуда-то метко бил финский снайпер-«кукушка». Бойцы открыли по нему огонь, но снайпер как ни в чем ни бывало продолжал стрелять. К несчастью, связист был убит. Командир послал гвардии сержанта Малышева снять «кукушку». Когда ему удалось приблизиться к позиции снайпера с тыла, он увидел, что в кроне подвешен муляж, а снайпер ведет огонь с другого места. Подполз поближе, достал из-за голенища трофейную финку и убил врага.
В тот день Свирь была форсирована от Онежского озера до Ладожского, от Вознесенья до Лодейного Поля. Началось освобождение Карелии. В тот день Москва салютовала героям. Все 12 смельчаков остались живы и были удостоены звания Героя Советского Союза.
По окончании войны Виктор Александрович Малышев служил в Советской Армии и закончил службу в звании гвардии полковника ВДВ в Коломне. Потом переехал в Зеленоград, работал в ЦКБ «Дейтон». Вырастил двух сыновей. Всегда был жизнерадостным и очень любил жизнь, за которую так храбро воевал.