Кто-то скупо и четко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы…

В.Высоцкий

177-й истребительный авиационный полк был сформирован за месяц с небольшим до начала Великой Отечественной войны на аэродроме Клина. 22 июня 1941 года в полку провели митинг и зачитали приказ о круглосуточном боевом дежурстве. В годы войны в рядах полка служило много героев…

Через 60 лет, 25 октября 2001 г., офицеры части подполковник С.СИДЕНКОВ, замкомандира по воспитательной работе и майор А.ХОДЫКИН прибыли в Зеленоград с дружеским визитом. Летчики подписали договор о сотрудничестве с городскими властями, посетили братские захоронения, ознакомились с работой нашего округа. Шефство над 177-м истребительным полком взяла на себя 2-я управа. Примечательно и то, что ее глава В.ЛАСТОЧКИН в свое время тоже служил в этом авиационном полку.

О боевом пути летчиков в годы войны много интересного рассказал подполковник С.Сиденков. Для усиления противовоздушной обороны столицы, западного и юго-западного направлений полк 11 июля 1941 года перелетел на аэродром Дубровицы г. Подольска. Массированные налеты на Москву авиация Германии начала вести через 10 дней. И 22 июля 1941

года полк принял первое боевое крещение в воздушных боях с фашистскими асами. Счет боевым вылетам в этот день открыл батальонный комиссар Н.ХОДЫРЕВ. А уже через четыре дня, 26 июля, командир 1-й эскадрильи капитан И.САМСОНОВ сбил первый немецкий самолет «Юнкерс-88». Причем наш летчик совершил это ночью.

Также ночью взлетел в подмосковное небо по тревоге на перехват воздушной цели, которая двигалась к Москве, младший лейтенант Виктор ТАЛАЛИХИН. Фашистский бомбардировщик «Хейнкель-111» он обнаружил на высоте 4500 м. После нескольких атак на врага Виктор вывел из строя один из двигателей. Еще один заход в хвост вражеской машине, нажатие гашетки, но пушки «Ястребка» молчат — боезапас закончился. На земле услышали по радио, как Виктор жестко сказал: «Иду на таран». Через несколько секунд, разогнав самолет до предельной скорости, младший лейтенант направил его в хвост фашистского стервятника. Это был первый в истории авиации ночной таран. 8 августа Виктору Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза. А утром 27 октября в неравном воздушном бою заместитель командира эскадрильи Виктор Васильевич Талалихин погиб. Позже его подвиг — ночной таран — повторили два летчика 177-го полка, лейтенант А.ПЕЧЕНЕВСКИЙ и капитан Н.БЛАГОДАРЕНКО.

В историю военной мировой авиации навсегда вошел и лейтенант П.ФУНТОВ. В октябре 1942 года в районе Осташково он в одиночку вступил в схватку на МиГ-3 против 75 (!) самолетов противника. В результате ему удалось сбить два немецких бомбардировщика и заставить вражеских летчиков сбросить бомбы, не долетев до цели.

Это лишь некоторые яркие факты из истории 177-го ИАП. Всего за годы Великой Отечественной войны полком было выполнено 4708 боевых вылетов. В 172 воздушных боях сбито 88 самолетов противника. Штурмовыми действиями уничтожены 17 танков, 40 автомашин, 1 зенитная батарея, 10 зенитно-пулеметных точек, 1 эскадрон кавалерии, до 2 батальонов пехоты. За время боевых действий орденами и медалями было награждено 134 человека, медалью «За оборону Москвы» — 197 человек.

К сожалению, были и потери. В воздушных боях и от зенитного огня противника погибли 16 летчиков. 26 июля 1944 года 177-у авиационному полку было вручено Боевое Красное Знамя — символ героизма воинов-летчиков, механиков, воентехников. Приказом Министра Вооруженных Сил СССР №51 от 30 августа 1948 года Виктор Талалихин навечно зачислен в списки 1-й истребительной эскадрильи.

После победы 177-й ИАП семь раз менял географические места базирования. Освоил 12 типов новых самолетов, участвовал в боевых дежурствах и привлекался к крупномасштабным учебно-боевым задачам. Но это уже другие, мирные страницы его истории. А о самой первой мы рассказали: летчики полка защищали московское небо…

В.Дальний

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.